00%
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 13

8 (3952) 33-59-16

Контакты

Дирекция

Отдел истории

  • Телефон8 (3952) 33-34-49
  • Адресул. Карла Маркса, 2
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Пн-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Отдел природы

  • Телефон8 (3952) 34-28-32
  • Адресул. Карла Маркса, 11
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Музейная студия

  • Телефон8 (3952) 20-03-68
  • Адресул. Карла Маркса, 13
  • Режим работыПн-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Пн-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Окно в Азию

  • Телефон8 (3952) 25-98-21
  • Адресул. 3-го Июля, 21А, 21Б
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Ледокол Ангара

  • Телефон8 (3952) 35-81-48
  • АдресПроспект Маршала Жукова, 36А/1
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Музей В.Г. Распутина

  • Телефон8 (3952) 35-81-48
  • Адресул. Свердлова, 20
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

КПЦ им. свт. Иннокентия (Вениаминова)

  • Телефон8 (924) 604-09-60
  • Адрессело Анга,
    Качугский район,
    ул. Школьная, 28/1
  • Режим работыСр, Чт, Вс 10:00 – 17:00

    Пт, Сб 10:00 – 17:30

Шаманский костюм с изображениенм медведя

В коллекции нашего музея одним из интересных экспонатов, с точки зрения символики, является костюм, предположительно, тувинского шамана начала XX века. Он выполнен из шкуры оленя, ткани, с использованием стальных и медных подвесок. Исследователи предполагают, что скорее всего «предком» этого шамана был медведь, и сам он во время мистических практик мог перевоплощаться в этого зверя.

Спереди костюм оформлен связками жгутов: две из них по сорок веревочек из хлопчатобумажной ткани и кожи и две связки от пяти до десяти верёвочек. Спина кафтана оформлена несколькими слоями подвесок и вышивки. Под воротом на кафтане вышит скелет человека. От лопаток на кожаных ремешках подвешена стальная пластина, которая символически изображает голову медведя. К пластине прикреплены одиннадцать трубочек и блесна. Рядом с ним кожаный обод с кругами и волнистыми линиями, возможно, образами солнца и змей. К нему пришиты жгуты длиной 84 см. Третий наружный слой состоит из разных по форме полосок ткани, жгутов. На плечах – изображения птиц. На полосе, идущей вдоль позвоночника, – снова изображение медведя. По бокам кафтана в районе талии – металлические полоски со ступеньками, по-видимому, изображающие лестницы, по которым шаман спускается в подземный мир. Слева под рукавом привязан кусок белой хлопчатобумажной ткани, которую обычно вешают на костюм как подарок духам. Здесь также висят три кисета, в которых шаман держал табак или другие подарки для духов. На рукавах аппликацией изображены кисти рук человека. На одном рукаве сохранились пучки гусиных перьев. В целом костюм изображает покровителей данного шамана.

В мифологических представлениях разных народов медведь выступает как божество, предок людей, звериный двойник человека, дух-охранитель, помощник шамана, его душа. У многих народов распространено представление, что медведь прежде был человеком, наделенным божественными качествами, но позже спущен богами на землю за непослушание или за попытку испугать богов. Якобы он был таким сильным человеком, что никто не мог с ним справиться, и бог отрубил ему большой палец, чтобы сил стало меньше, и обратил в зверя. Тему родства можно проследить в названии медведя у разных народов: «отец», «дедушка», «мать», «старуха», «хозяин». Медведь олицетворял одного из самых сильных духов-помощников, которому подвластно все пространство среднего и нижнего миров. На костюме оно могло располагаться на среднем и нижнем ярусах.

Размещено в разделе Спецпроект «Артефакты»

© 2023 Иркутский областной краеведческий музей имени Н.Н. Муравьева-Амурского