00%
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 13

8 (3952) 33-59-16

Контакты

Дирекция

Отдел истории

  • Телефон8 (3952) 33-34-49
  • Адресул. Карла Маркса, 2
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Пн-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Отдел природы

  • Телефон8 (3952) 34-28-32
  • Адресул. Карла Маркса, 11
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Музейная студия

  • Телефон8 (3952) 20-03-68
  • Адресул. Карла Маркса, 13
  • Режим работыПн-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Пн-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Окно в Азию

  • Телефон8 (3952) 25-98-21
  • Адресул. 3-го Июля, 21А, 21Б
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Ледокол Ангара

  • Телефон8 (3952) 35-81-48
  • АдресПроспект Маршала Жукова, 36А/1
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Музей В.Г. Распутина

  • Телефон8 (3952) 35-81-48
  • Адресул. Свердлова, 20
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

КПЦ им. свт. Иннокентия (Вениаминова)

  • Телефон8 (924) 604-09-60
  • Адрессело Анга,
    Качугский район,
    ул. Школьная, 28/1
  • Режим работыСр, Чт, Вс 10:00 – 17:00

    Пт, Сб 10:00 – 17:30

Дунгчен – буддийская труба с замысловатым узором

В 1920 году в музей поступила ламаистская коллекция из семи предметов. Одним из интереснейших экспонатов, который находится в отделе истории нашего музея, является длинная медная труба, известная как горн дунгчен (тиб. dung chen). Его длина составляет 1,5 метра. Это телескопический прямой металлический духовой инструмент, широко использующийся в церемониях тибетского буддизма.

На дунгченах всегда играют попарно. Обычно инструмент около трех метров в длину. Для переноски он разделяется на несколько сегментов, которые вставляются друг в друга. Когда на инструменте играют в стационарном положении, вертикальная деревянная рама поддерживает концы труб. При игре во время пеших процессий концы труб обычно поддерживаются плечами пары монахов, идущих впереди музыкантов.

Кстати, уникальное пение и ритуальная музыка тибетского буддизма считаются изначально переданной дакини. Прекрасные дакини – спутницы божеств-идамов, воплощение женского начала, их почитают как защитниц, стремящихся к Пробуждению, и носительниц высшего знания.

Странная структура ритма и атональные мелодии чрезвычайно сложны, и требуются годы, чтобы овладеть ими в совершенстве. В каждом монастыре — свой собственный особенный ритуальный репертуар с различными вариациями музыкального сопровождения групповых церемоний и ритуалов мирных божеств, лам, идамов, дакини и гневных божеств-охранителей.

Медная труба, украшенная полосами белого металла с чеканным узором, сама по себе не несет какой-либо символической нагрузки и может быть принята за сугубо функциональную вещь. Однако, если вглядеться в узоры дунгчена, можно увидеть несколько священных символов. Основным мотивом выступают круглые и вертикальные изображения китайского символа Шоу, бога долголетия Шоу-Лао. Они созданы из стилизации китайского иероглифа шоу, означающего долголетие, а его круговая форма символизирует бессмертие небес. Считается, что существует более сотни стилизаций этого символа.

Далее можно увидеть привычного восточного дракона. В символику буддизма он проник из Китая, где почитается как могущественное небесное существо, царствующее над стихией воды и олицетворяющее власть императора. Существует множество способов изображения дракона, однако, в каждом случае соблюдается канон девяти подобий. Так, голова мифического животного подобна голове верблюда, рога у него, как у оленя, глаза, как у креветки, шея, как у змеи, чешуя дракона, как у рыбы, уши, как у коровы, лапы, как у тигра, когти, как у дракона, живот, как у моллюска. В буддизме дракон — трон и транспортное средство Вайрочаны, белого Будды востока. Также дракон — охранитель сокровищ и средство передвижения божеств-охранителей и божеств бурь.

Навершие трубы украшает изображение слона — одного из важнейших животных-символов. Как гласит буддийское предание, царица Майя, мать Сиддхартхи Гаутамы, увидела сон, в котором в ее чрево вошел белый слон. Сон сказывал, что рожденному царицей ребенку суждено стать Буддой. На драгоценном белом слоне восседали многие божества буддизма Ваджраяны, ведь он символизирует неизменную и недвижимую природу. Особенно слон отождествляется с Акшобхьей — синим Буддой запада, или центра. Восемь слонов поддерживают его трон, приравнивая его к индийскому континенту, который, как считается, находится в центре Вселенной.

Пара рыб на трубе являются древним символом священных рек – Ганга и Ямуны. В буддизме золотые рыбы символизируют счастье, поскольку в воде они совершенно свободны. Они представляют плодородие и изобилие, поскольку размножаются стремительно. Также пара рыб может символизировать супружеский союз и верность.

Еще один символ — «Драгоценная ваза сокровищ» — изображается на основе традиционного индийского кувшина с плоским основанием, круглым корпусом и узким горлом. Божественный сосуд неисчерпаемых сокровищ обладает качеством спонтанного проявления – сколько ни черпай, он всегда остается полным.

Размещено в разделе Спецпроект «Артефакты»

© 2023 Иркутский областной краеведческий музей имени Н.Н. Муравьева-Амурского