00%
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 13

8 (3952) 33-59-16

Контакты

Дирекция

Отдел истории

  • Телефон8 (3952) 33-34-49
  • Адресул. Карла Маркса, 2
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Пн-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Отдел природы

  • Телефон8 (3952) 34-28-32
  • Адресул. Карла Маркса, 11
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Музейная студия

  • Телефон8 (3952) 20-03-68
  • Адресул. Карла Маркса, 13
  • Режим работыПн-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Пн-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Окно в Азию

  • Телефон8 (3952) 25-98-21
  • Адресул. 3-го Июля, 21А, 21Б
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Ледокол Ангара

  • Телефон8 (3952) 35-81-48
  • АдресПроспект Маршала Жукова, 36А/1
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Музей В.Г. Распутина

  • Телефон8 (3952) 35-81-48
  • Адресул. Свердлова, 20
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

КПЦ им. свт. Иннокентия (Вениаминова)

  • Телефон8 (924) 604-09-60
  • Адрессело Анга,
    Качугский район,
    ул. Школьная, 28/1
  • Режим работыСр, Чт, Вс 10:00 – 17:00

    Пт, Сб 10:00 – 17:30

Модель парома “Байкал”

Ледокольный паром «Байкал» был самым большим судном, когда-либо ходившим по нашему озеру. Его длина составляла 88, 4 метра, ширина – 17, 4 метра, водоизмещение – 4200 тонн. В движение его приводили три трехцилиндровых паровых машины тройного расширения по 1250 лошадиных сил каждая. В летнее время на пароме работали только две машины – третья, вращавшая носовой винт, консервировалась. Машины питались паром от 12 огнетрубных паровых котлов. Паром мог развить скорость в 12 узлов (23 км/ч) и перевозил 300 человек и 800 тонн груза (до 27 вагонов на нижней палубе). В военное время пассажировместимость могла быть увеличена до 2500 человек и 250 лошадей. Судно не сохранилось до наших дней, однако, модель парома можно увидеть в постоянной экспозиции ледокола «Ангара». Чем же была вызвана необходимость постройки столь крупного и грузоподъёмного судна? Строительство Кругобайкальской железной дороги затягивалось, так как пробитие туннелей в сплошной скальной породе оказалось чрезвычайно сложным и трудоёмким делом, а острая необходимость в переправе уже существовала. Поэтому в качестве временного транспорта у фирмы Armstrong – Whitworth в Британской Империибыл заказан ледокольный паром. Сумма, выделенная императором Николаем II на его покупку, составляла 1,135 миллиона рублей. Согласно техзаданию, паром должен был свободно пробивать льды толщиной до 70 сантиметров. Проект был составлен на основе чертежей паромов, ходивших по Великим американским озерам. 16 июля 1895 года все необходимые запчасти для ледокола прибыли в Петербург, затем по железной дороге в Красноярск. Далее конструкции были перевезены в село Лиственичное, где был сооружён стапель для достройки. Сборка началась 15 января 1898 года, а спущен на воду паром был 17 июля 1899 года. Во время зимней эксплуатации выяснилось, что прохождение байкальских льдов вызывает сильную вибрацию корпуса, которая может привести к сходу вагонов на главной палубе с рельсов. Поэтому для помощи «Байкалу» у той же фирмы пришлось заказать вспомогательный ледокол «Ангара», оснащённый одной паровой машиной той же мощности и конструкции, что и у «Байкала». Со вступлением в строй Кругобайкальского пути в 1905 году паром и его помощник фактически оказались не у дел, выполняя разовые рейсы. В 1918 году большевиками была сформирована «Байкальская военная флотилия», в которую вошёл и «Байкал», вооружённый 152-миллиметровыми орудиями и пулемётами. 16 августа 1918 года «Байкал» подвергся обстрелу со стороны артиллерии Чехословацкого легиона у станции «Мысовая». Деревянная надстройка выше главной палубы выгорела дотла. Обгоревший корпус был отбуксирован ледоколом «Ангара» в порт Байкал и в 1926 году разрезан на металл.

Размещено в разделе Спецпроект «Артефакты»

© 2023 Иркутский областной краеведческий музей имени Н.Н. Муравьева-Амурского