Расцвет экспедиционной деятельности ВСОРГО в регионы обитания эвенков пришелся на 20-е годы прошлого века. Благодаря этим экспедициям, этнографическая коллекция нашего музея пополнилась помимо прочих костюмом и инвентарем эвенкийского охотника. Неотъемлемым охотничьим оружием, кроме копья гида и пальмы, был традиционный «сложный» лук.
Начало появления таких «сложных» луков относят к серовской культуре нашего региона, которая имела распространение в период неолита. Длина роговых и костяных пластин, которые использовались для создания таких луков, была довольно большой, порой она достигала восьмидесяти сантиметров, так что общая длина лука могла составлять полтора метра.
«Сложный» лук имел М-образную или более покатую, трапециевидную форму. При его производстве использовались несколько компонентов. В качестве основы бралось дерево – береза, ель, лиственница, кедр. Его обрабатывали, придавали форму пластин. С внешней стороны их склеивали с помощью рыбного клея с оленьими жилами и берестой. Рыбий клей и береста существенно повышали сопротивляемость влаге. Для большей упругости, а значит и увеличения убойной силы в лук с внешней стороны вклеивали вставки из цельных костяных пластин. Тетива для лука могла быть изготовлена из отполированных жил или сыромятной кожи.
Впоследствии такие луки получили распространение среди тунгусоязычных народов, которые владели им с большим мастерством. Несмотря на размер, он был пригоден для верховой езды и использовался как пешими, так и оленными охотниками.
В эвенкийском эпосе появление и распространение охоты с помощью лука связывается с развитием охоты на крупных копытных, в большинстве своем на лося. В отличие от стадных животных, охота на лося требует особых приемов. Кроме того, лук применялся для охоты на птицу и небольших пушных зверьков – белку, колонка, соболя.
Необходимость добывать зверя постоянно побуждала к быстрому обучению. Стрельба в лесу требовала отличной реакции и меткости без длительного прицеливания, а также высокой скорости стрельбы. По сообщению Ричарда Маака, некий тунгус, взяв две стрелы с тупыми наконечниками, одну из них пустил вверх, и пока она летела, схватил другую и сбил ею падающую. Умелый охотник мог поразить свою добычу на расстоянии 80-100 метров. Семь-восемь стрел из десяти обычно попадали точно в цель.