В нашем музее хранится необычный артефакт – деревянное клише для нанесения оттисков одного из малочисленных коренных народов Сибири сойот. Это старейшее население Восточных Саян было в значительной степени ассимилировано бурятами, поэтому полевые исследования и сборы, которые проводились в 20-30-е годы ХХ века исследователями ВСОРГО, были очень важны для изучения как сойотской традиционной культуры, так и этнического взаимодействия. Не случайно уникальные материалы по этнографии населения Восточной Сибири, собранные в те годы, вызывают неизменный интерес у исследователей и посетителей.
Одна из экспедиций того периода побывала в исконных местах обитания сойот – верховьях рек Иркута и Оки. Именно оттуда сотрудник музея Павел Полтораднев привез деревянное клише сойот. В книге поступлений 1928 года было записано, что экспонат куплен в Тункинском аймаке, но нет никаких сведений о том, какую функцию выполнял этот предмет.
Клише представляет собой небольшую дощечку, на которой изображены животные, среди них можно угадать змею, зайца, барана, глухаря, пятнистого кошачьего хищника, волка или собаку. Среди изображений животных выделяется знак свастики. Нужно отметить, что крест с загнутыми под прямым углом концами, который сегодня прочно ассоциируется с фашистской Германией, возник более 5 тысяч лет назад. Слово «свастика» происходит от санскритского «svastika» и означает «счастье» или «благоденствие». Мотив рисунка предположительно впервые появился в Евразии во времена неолита и, возможно, символизировал собой движение солнца по небу. Несмотря на негативный смысл, который знак приобрел в XX веке, он до сих пор является священным символом в таких религиях, как индуизм, буддизм, джайнизм и одинизм. И, конечно, сойоты, которые в 20-е годы ХХ века по сведениям этнографов были ламаистами и буддистами, не могли предполагать, что буквально через 20 лет этот знак будет ассоциироваться со смертью и насилием.
Кстати, по сведениям исследователей, на подобных изделиях из Бурятии и Монголии вместе с изображением буддийского креста чаще всего помещали тексты или более сложные рисунки, но на дощечке, которую привез из Тунки Павел Полтораднев, неизвестный мастер просто решил вырезать фигурки зверей, которых видел и знал, украсив свое изделие древним солярным символом. Ученые предполагают, что с его помощью делали оттиски на бумаге, а возможно – на ткани, из которой могли шить нарядную одежду, ритуальные или бытовые предметы.