Глубоко в сибирской тайге, в Качугском районе есть небольшая деревушка Чанчур. Добраться туда непросто: зимой по льду и зимнику, летом по воде или по воздуху. В Чанчуре родился Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель Александр Михайлович Тюрюмин (1928–2019).
Чанчур (в переводе с эвенкийского «чистая вода») — деревня в Качугском районе Иркутской области. Считается самым первым населённым пунктом на реке Лене. Деревня расположена на месте впадения в Лену реки Чанчур. В 5 км выше неё начинается граница Байкало-Ленского заповедника. Раньше это был полноценный населённый пункт, где стояло до 20–25 домов. Местные жители, значительную часть которых составляли эвенки, занимались охотой, сплавляли лес, строили карбасы и переправляли на них грузы в Якутию. Значительная удалённость негативно сказалась на деревне: жители постепенно разъехались, осталось лишь несколько домов. В последние годы Чанчур оживает: домов стало больше, многие из них используются как дачные.
Было время, когда чуть ли не единственным жителем Чанчура был сотрудник Байкало-Ленского заповедника Владимир Петрович Трапезников. Именно на его участке сохранился дом Александра Михайловича Тюрюмина. В настоящее время здание является областной собственностью и передано в оперативное управление Иркутскому областному краеведческому музею имени Н.Н. Муравьева-Амурского. А земельный участок, прилегающий к дому, передан музею в бессрочное пользование. Стараниями В.П. Трапезникова, самого Александра Михайловича, членов его семьи и сотрудников музея в этом здании появилась выставка, посвящённая Герою Советского Союза, заслуженному лётчику-испытателю Александру Михайловичу Тюрюмину.
Дом А.М. Тюрюмина находится у самой опушки леса. У входа в ограду усадьбы расположен памятник Курбату Иванову (первооткрывателю Байкала). Рядом с входной дверью установлена памятная табличка и доска с цитатой В.Г. Распутина, который в своё время побывал в Чанчуре: «Сила в правде. Без правды нет жизни». В экспозиции представлены личные вещи Александра Михайловича: лётный костюм, планшеты с фотографиями самолётов и портреты конструкторов, фотокопии наград, имеются информационные справки по темам «Самолёты», «Награды», «Отдых», «Семья» с фотографиями из архива героя. Смотрителем выставки и всего дома Тюрюмина является В.П. Трапезников.
Рядом с памятником Курбату Иванову располагается планшетная выставка «Наши корни — наша память» о народах, история которых связана с окрестностями Чанчура: курыканах, эвенках, бурятах, русских. Выставка разработана и подготовлена сотрудниками Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьева-Амурского. В августе 1997 года у истока реки Лены была установлена часовня в честь митрополита Московского и Коломенского святителя Иннокентия (Вениаминова), родившегося в селе Анга Качугского района.
Александр Михайлович Тюрюмин (1928–2019) — Герой Советского Союза (1976), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1974), мастер спорта СССР международного класса (1983).
Участвовал в установлении мировых авиационных рекордов на самолётах Ил-76 и Ил-86.
Родился 18 февраля 1928 г. в селе Чанчур в Качугском районе Иркутского округа. С 1935 г. жил в Нижнеангарске Бурятской АССР, где в 1946 г. окончил среднюю школу и поступил в Иркутское художественное училище, затем поступил в Бугурусланское лётное училище гражданской авиации (окончил в 1948 г.) Работал в Казахском управлении гражданской авиации, затем с 1952 г. в Московском управлении гражданской авиации во Внуково. Был вторым пилотом самолёта Ил-12, затем до 1959 г. лётчиком на международных авиалиниях. В 1960 г. окончил Школу лётчиков-испытателей в Жуковском, после чего работал в научно-исследовательском институте гражданской авиации (ГосНИИ ГА) лётчиком-испытателем. Участвовал в испытании пассажирского самолёта Ил-18. В 1962–1986 гг. — лётчик-испытатель Опытно-конструкторского бюро С.В. Ильюшина. В качестве второго пилота поднял в небо и провёл испытания второго экземпляра пассажирского самолёта Ил-62, пассажирского самолёта Ил-62М, опытного пассажирского самолёта Ил-62М и самолёта дальнего радиолокационного обнаружения А-50. В качестве командира экипажа 5 мая 1973 г. выполнил первый полёт на первом серийном Ил-76 Ташкентского авиационного завода. В 1963–1966 гг. провёл испытания противолодочного самолёта Ил-38, в 1965-1966 гг. — испытания системы «Полоса» на самолёте Ил-18. Участвовал в испытаниях пассажирского самолёта Ил-86.
В 1970-х годах провёл испытания по отработке десантирования людей и грузов с самолёта Ил-76. 19 июня 1978 г. выполнил первое парашютное десантирование четырёх грузов на платформах методом «цуг». В 1981 г. провёл сложнейшие испытания по отработке беспарашютного десантирования грузов с самолёта Ил-76. 11 февраля 1981 г. выполнил первое беспарашютное десантирование моногруза с предельно малой высоты, а 23 августа 1981 г. — первое беспарашютное десантирование БМД-1 с предельно малой высоты.
25 февраля 1965 г. при испытаниях второго экземпляра пассажирского самолёта Ил-62 на аэродроме в Жуковском произошла катастрофа. После взлёта самолёт упал на землю и загорелся. Второму пилоту А.М. Тюрюмину удалось спастись, 10 других членов экипажа погибли.
Александр Михайлович установил 43 мировых авиационных рекорда (из них 22 вторым пилотом): в 1975 году — 25 рекордов грузоподъёмности и скорости на самолёте Ил-76, в 1981 году — 18 рекордов скорости на самолёте Ил-86.
За испытания новой авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1976 г. Александру Михайловичу Тюрюмину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11415). В последние годы жил и работал в Москве, умер 7 ноября 2019 года.