В Иркутском областном краеведческом музее хранится одна из самых больших коллекций шаманских костюмов народов Сибири. История ее формирования начинается с конца XIX века. В ней собраны предметы шаманского культа народов Северо-Восточной Евразии. Среди наиболее интересных экспонатов – костюм якутского шамана середины XIX века, поступивший в музей в 1884 году от купца П. И. Захарова.
Костюм изготовлен из шкуры теленка и украшен медными подвесками. На спине размещена композиция из металлических пластин, изображающих “мировое дерево”. Согласно шаманским мифам, на вершине мира находятся гнезда, в которых рождаются и воспитываются души шаманов. Набор подвесок в костюме, их внешний вид, а также изображение лебедя на нагрудной части подразумевает, что душа шамана во время камлания превращалась в лебедя. Птицы часто были помощниками во время его путешествия в разные миры.
Именно лебедь олицетворял собой верхний мир и посылался духами этого мира на помощь и защиту души шамана. Он также считался родоначальником ряда бурятских, якутских, алтайских и других племен. Согласно бурятскому мифу, однажды ольхонский охотник Хоридой увидел, как три спустившихся с неба лебедя превратились в девиц и стали купаться. Он похитил оперенье одной из них. Оставшись на земле, она вышла замуж за охотника и родила ему 11 сыновей. Состарившись, она попросила свое оперение у мужа, чтобы навестить родных. Но в последний момент тот дотронулся до ее лапок, и она не смогла вернуться на землю.
По обычаю, когда лебеди улетали на юг, люди кропили молоком им вслед, желая счастливого пути, а также часто устраивали этой птице жертвоприношения, призывая ее на помощь.