В 1888 году в Иркутский музей ВСОРГО поступили дары от политического ссыльного Михаила Войнича – будущего мужа автора революционно-романтического романа «Овод» Этель-Лилиан Буль. Сын титулярного советника, дворянин польско-литовского происхождения, провизор по профессии, Михаил Войнич был активистом польской социалистической партии «Пролетариат». В 1885 году за попытку освободить ее руководителей из Александровской цитадели в Варшаве он был отправлен в ссылку в село Тунка. Предположительно, дары в музей передал кто-то из его знакомых.
Интересно, что от Михаила Войнича в музей поступили именно предметы буддийского культа – иконы и статуэтки. Ведь эти сакральные вещи из местности, население которой исповедовало буддизм, вряд ли могли легко и просто попасть в руки случайного человека.
«Очевидно, должен был установиться какой-то контакт между местными жителями, бурятами, и ссыльным поляком. А учитывая почти полное отсутствие врачебной помощи населению царских окраин, легко представить себе Михаила Войнича, получившего медицинское образование, деятельного по своей натуре, в роли врача местного населения. И в этой связи интерес к буддизму у него мог оказаться не случайным. Известно, что ламы, в отличие от шаманов, при лечении больных не столько надеялись и пользовались заклинаниями, сколько лекарствами. Это не могло не заинтересовать Михаила Войнича как фармацевта», – предполагает в своем исследовании известный иркутский историк, этнограф и археолог Владимир Свинин.
В Тунке Михаил Войнич устроился в местную аптеку, но уже на третий год разработал план побега. Считается, что ему помогли русские революционеры, которые отбывали сроки в относительной близости, а также иркутяне, сочувствующие революционному движению. Они раздобыли ссыльному нелегальные документы и деньги, после чего он запросил разрешения у властей выехать в Иркутск в связи с пошатнувшимся здоровьем. Несмотря на то, что он числился под особым надзором, в Иркутск его выпустили. Здесь Михаил Войнич устроился провизором в аптеку при Михеевской лечебнице, а через два с половиной месяца отпросился съездить в Балаганск. Но так до него и не доехал, сбежав по дороге. Добрался до Владивостока, оттуда до Гамбурга, потом до Парижа, а оттуда уже по адресу, который справили ему ссыльные народники — в Лондон, на квартиру русского эмигранта Сергея Степняка-Кравчинского. У него в гостях он и познакомился с Этель Лилиан, которая уже начала писать свой знаменитый роман «Овод». Девушка, которая очень симпатизировала революционерам, вышла замуж за человека, бежавшего из сибирской ссылки. Именно Михаил Войнич и стал прототипом главного героя романа «Овод».
Спустя 20 лет Михаил Войнич, который к этому времени серьезно занялся антиквариатом, разбирал старинные книги иезуитского ордена и отыскал странную рукопись. Это был манускрипт XV века, написанный на неизвестном языке с помощью неизвестного алфавита неизвестным автором. Даже малую часть этой рукописи до сегодняшнего дня расшифровать так и не удалось. В истории за ней закрепилось название «манускрипт Войнича». Он до сих пор считается одним из самых загадочных рукописных документов Средних веков.