00%
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 13

8 (3952) 33-62-30

Контакты

Дирекция

Отдел истории

  • Телефон8 (3952) 33-34-49
  • Адресул. Карла Маркса, 2
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Пн-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Отдел природы

  • Телефон8 (3952) 34-28-32
  • Адресул. Карла Маркса, 11
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Музейная студия

  • Телефон8 (3952) 20-03-68
  • Адресул. Карла Маркса, 13
  • Режим работыПн-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Пн-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Окно в Азию

  • Телефон8 (3952) 25-98-21
  • Адресул. 3-го Июля, 21А, 21Б
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Ледокол Ангара

  • Телефон8 (3952) 35-81-48
  • АдресПроспект Маршала Жукова, 36А/1
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Музей В.Г. Распутина

  • Телефон8 (3952) 35-81-48
  • Адресул. Свердлова, 20
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

КПЦ им. свт. Иннокентия (Вениаминова)

  • Телефон8 (924) 604-09-60
  • Адрессело Анга,
    Качугский район,
    ул. Школьная, 28/1
  • Режим работыСр, Чт, Вс 10:00 – 17:00

    Пт, Сб 10:00 – 17:30

Дар Михаила Войнича

В 1888 году в Иркутский музей ВСОРГО поступили дары от политического ссыльного Михаила Войнича – будущего мужа автора революционно-романтического романа «Овод» Этель-Лилиан Буль. Сын титулярного советника, дворянин польско-литовского происхождения, провизор по профессии, Михаил Войнич был активистом польской социалистической партии «Пролетариат». В 1885 году за попытку освободить ее руководителей из Александровской цитадели в Варшаве он был отправлен в ссылку в село Тунка. Предположительно, дары в музей передал кто-то из его знакомых.

Интересно, что от Михаила Войнича в музей поступили именно предметы буддийского культа – иконы и статуэтки. Ведь эти сакральные вещи из местности, население которой исповедовало буддизм, вряд ли могли легко и просто попасть в руки случайного человека.

«Очевидно, должен был установиться какой-то контакт между местными жителями, бурятами, и ссыльным поляком. А учитывая почти полное отсутствие врачебной помощи населению царских окраин, легко представить себе Михаила Войнича, получившего медицинское образование, деятельного по своей натуре, в роли врача местного населения. И в этой связи интерес к буддизму у него мог оказаться не случайным. Известно, что ламы, в отличие от шаманов, при лечении больных не столько надеялись и пользовались заклинаниями, сколько лекарствами. Это не могло не заинтересовать Михаила Войнича как фармацевта», – предполагает в своем исследовании известный иркутский историк, этнограф и археолог Владимир Свинин.

В Тунке Михаил Войнич устроился в местную аптеку, но уже на третий год разработал план побега. Считается, что ему помогли русские революционеры, которые отбывали сроки в относительной близости, а также иркутяне, сочувствующие революционному движению. Они раздобыли ссыльному нелегальные документы и деньги, после чего он запросил разрешения у властей выехать в Иркутск в связи с пошатнувшимся здоровьем. Несмотря на то, что он числился под особым надзором, в Иркутск его выпустили. Здесь Михаил Войнич устроился провизором в аптеку при Михеевской лечебнице, а через два с половиной месяца отпросился съездить в Балаганск. Но так до него и не доехал, сбежав по дороге. Добрался до Владивостока, оттуда до Гамбурга, потом до Парижа, а оттуда уже по адресу, который справили ему ссыльные народники — в Лондон, на квартиру русского эмигранта Сергея Степняка-Кравчинского. У него в гостях он и познакомился с Этель Лилиан, которая уже начала писать свой знаменитый роман «Овод». Девушка, которая очень симпатизировала революционерам, вышла замуж за человека, бежавшего из сибирской ссылки. Именно Михаил Войнич и стал прототипом главного героя романа «Овод».

Спустя 20 лет Михаил Войнич, который к этому времени серьезно занялся антиквариатом, разбирал старинные книги иезуитского ордена и отыскал странную рукопись. Это был манускрипт XV века, написанный на неизвестном языке с помощью неизвестного алфавита неизвестным автором. Даже малую часть этой рукописи до сегодняшнего дня расшифровать так и не удалось. В истории за ней закрепилось название «манускрипт Войнича». Он до сих пор считается одним из самых загадочных рукописных документов Средних веков.

Размещено в разделе Спецпроект «Артефакты»

© 2023 Иркутский областной краеведческий музей имени Н.Н. Муравьева-Амурского