Казалось бы, мы, иркутяне, многое знаем о нашем великом земляке. Он был рядом с нами… Остались его произведения, его дела, его большая общественная деятельность. Но “человек есть тайна, и жизнь вокруг человека также есть тайна…”. Открытий и познаний будет много, ведь Распутин, как море-Байкал, глубок и до конца еще не разгадан. После кончины писателя приоткрываем их, эти тайны жизни и творчества, и каждое новое открытие поражает, какой он был цельной личностью.
Народность присуща его творчеству. Он писал о том, о чем болит сердце, а страдало оно и за Настену, и родную деревню Матеру, ушедшую на дно Ангары. Да, “народность не в русском сарафане”, но писатель любил и хорошо знал свой народ. И сарафан, и гармошка, и русская песня были дороги ему. Открытием для многих из вас станут его увлечения. Известно, что дом человека, убранство, книги, картины, коллекции говорят о многом, кто его хозяин…
Оказывается, были у него свои увлечения: коллекционирование сувенирных колокольчиков, например. Еще одним увлечением писателя Валентина Распутина была дымковская игрушка. Предметы из коллекции были подарены ему в разные годы и хранились в его кабинете. “Дымка” также займет свое место в воссозданном рабочем пространстве в будущем музее Валентина Распутина в Иркутске.
Дымковская игрушка — один из старинных промыслов России, существующий уже более четырехсот лет. Игрушка возникла в заречной слободе Дымково, близ Вятки (ныне территории города Кирова). Такое название произошло, возможно, от многочисленных печных дымков, витавших над слободой. Гончарному мастерству способствовали залежи красных глин, хорошо державших форму изделий. Глину тщательно перемешивали с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепили по частям, отдельные детали собирали и долепливали, используя жидкую красную глину как связующий материал.
Раньше побелку осуществляли мелом, разведенным в молоке, а игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Потом игрушку покрывали взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Готовые игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя. Промысел существует до сих пор. Кстати, дымковская игрушка — изделие ручной работы, каждая создана одним мастером, поэтому нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, желтого, синего, зеленого, алого, придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали, или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространенные сюжеты: барыни, няньки с детьми, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи.
В коллекции Валентина Распутина изделия игрушек разных авторов – Печенкина, Племян, Барановой, Фалалеевой, Фомина. Сюжеты скульптур совершенно разные – это и дама с собачкой, мужчина с детьми, всадница и олень, дама с зонтом, индюк, человек верхом на баране, петушок, всадник на лошади, скоморох на свинье и так далее. Интересно, что многие фигурки имеют дарственные надписи: “Валентину Григорьевичу от автора”, “Валентину от Валентины”, “Валентину Григорьевичу с пожеланием внуков и внучек”. Наверное, все это разнообразие народности в образах, яркой росписи красок грело и радовало душу Валентина Распутина. Во всех этих наивных и красочных игрушках так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, сказочность.
Всего в музей передано 13 игрушек Валентина Распутина.