Сегодня мы расскажем вам о стрелохранилище – обязательном свадебном атрибуте у бурят, поступившем в наш музей в 1934 году. Стрелохранилище датировано предположительно концом XIX-началом XX веков.
В далекую старину у бурят отношения между двумя сторонами при заключении брака сводились к тому, что родители невесты, получив за нее калым, в свою очередь давали ей приданое, стоимость которого могла равняться полученной ценности.
Приданое невесты в разные периоды включало тот или иной традиционный комплекс вещей. По сообщению бурятского этнографа и фольклориста Матвея Хангалова, невеста в качестве приданого приводила с собой коня с полной верховой сбруей. Также в приданое входили колчан со стрелами, лук с футляром, переметная сумка, стрелохранилище с запасными стрелами (Хэhэнэг), постельные принадлежности, посуда и прочая несложная утварь кочевого охотничьего быта.
Хэhэнэг состоял из трех березовых ножек, скрепленных между собой перекладинами, высота его около 140 сантиметров, ширина – 30 сантиметров. Сверху покрывался шкурой лошади. Украшался, как правило, национальным орнаментом, вышитым из разноцветных шелковых ниток. Во вновь приготовленный Хэhэнэг клали от трех до девяти боевых стрел.
По приезду невесты в дом жениха Хэhэнэг вносили в юрту и ставили у изголовья будущего супружеского ложа. На этом месте он стоял в течение всей супружеской жизни, как ритуальный предмет, символизирующий пожелание многочисленного потомства новобрачным.
У бурят существовал обычай, связанный с Хэhэнэгом. При рождении ребенка устраивали семейный праздник, который назывался «Улгээдэ оруулха» (укладывание в колыбель). Специально для этого забивали откормленного бычка или телку, варили мясо, а бедренную кость заколотого животного привязывали к ремням Хэhэнэга. В этот момент повивальная бабка держала в одной руке младенца, а в другой бедренную кость и спрашивала у детей, собравшихся на праздник: «Кого укладывать в колыбель: ребенка или кость?». Дети отвечали: «Ребенка, ребенка, ребенка!». Ребенка укладывали в колыбель, а мясо от бедренной кости делили между ребятами и повивальной бабушкой. Она начисто очищала кость и привязывала ее к одному из ремней Хэhэнэга. Кость являлась оберегом от злых духов.