00%
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 13

8 (3952) 33-62-30

Контакты

Дирекция

Отдел истории

  • Телефон8 (3952) 33-34-49
  • Адресул. Карла Маркса, 2
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Пн-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Отдел природы

  • Телефон8 (3952) 34-28-32
  • Адресул. Карла Маркса, 11
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Музейная студия

  • Телефон8 (3952) 20-03-68
  • Адресул. Карла Маркса, 13
  • Режим работыПн-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Пн-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Окно в Азию

  • Телефон8 (3952) 25-98-21
  • Адресул. 3-го Июля, 21А, 21Б
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Ледокол Ангара

  • Телефон8 (3952) 35-81-48
  • АдресПроспект Маршала Жукова, 36А/1
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Музей В.Г. Распутина

  • Телефон8 (3952) 35-81-48
  • Адресул. Свердлова, 20
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

КПЦ им. свт. Иннокентия (Вениаминова)

  • Телефон8 (924) 604-09-60
  • Адрессело Анга,
    Качугский район,
    ул. Школьная, 28/1
  • Режим работыСр, Чт, Вс 10:00 – 17:00

    Пт, Сб 10:00 – 17:30

Универсальный художник Николай Опанасенко

Три года назад в фонды нашего музея поступила коллекция рабочих инструментов иркутского художника и оператора Николая Астафьевича Опанасенко. После смерти мастера ее передала в дар вдова художника Нина Ван. Каждый из 132-х предметов коллекции рассказывает о том, насколько одаренным в различных областях визуального и изобразительного искусства был Николай Опанасенко.

Известный иркутский живописец, график, кинооператор, фотограф и сценарист, член двух профессиональных Союзов – художников и кинематографистов – Николай Опанасенко был человеком с непростой судьбой. Он лишился отца и матери в годы войны. Воспитывался в детских домах родной Тульской области. В 1960 году поступил во ВГИК на кинооператорское отделение. В 1962-м для его потока ввели экспериментальный курс живописи, где преподавали известные московские художники – Богданов, Школин, Каманин и Мясников. В Иркутск на Восточно-Сибирскую студию кинохроники он приехал по зову сердца и отработал там оператором 15 лет. Эту часть профессиональной деятельности отражают принятые в фонд видеокассеты с документальными фильмами, фотографии, где он запечатлен с видеокамерой в разных отдаленных уголках Сибири, а также фотоаппарат.

В эти годы параллельно происходит его становление как профессионального художника. В 1971 году проходит первая персональная выставка. В 1980 году Николая Опанасенко принимают в Союз художников СССР. Эту грань таланта мастера демонстрируют дорожные и стационарные этюдные ящики, складной табурет для пленэров, кисти и краски, грифели и мастихины, кувшины для натюрмортных постановок.

– Я писал картины прямо на съемках, – так при жизни вспоминал свою работу Николай Опанасенко. – Например, на фильм «Встретимся на БАМе» о поездке иркутских и монгольских художников по западному участку магистрали я откомандировался в качестве художника, оператора и журналиста.

Но по-настоящему волю своей скрытой страсти к литературному творчеству Николай Опанасенко дал в 1998 году. За восемь следующих лет он написал и сам издал книги “Попутчики”, “Промысел”, “Прислуга”, “После” и “Произведение”. Текст он набирал на пишущей машинке и сам вполне профессионально изготавливал твердые переплеты, о чем свидетельствуют поступившие в коллекцию авторские экземпляры.

Однако ВГИКовское образование не позволило Николаю Опанасенко успокоиться на достигнутом – свои произведения он по ролям начитывал перед камерой. При этом для каждого образа изготавливал костюм. Об этом необычном увлечении свидетельствуют видеокассеты, исторические костюмы и фотографии.

– Я художник в широком смысле слова, ведь кинематограф – это синтез всех искусств, – любил повторять Николай Опанасенко.

Теперь уникальный архив универсального художника будет сохранен для потомков в фондах нашего музея.

Размещено в разделе Спецпроект «Артефакты»

© 2023 Иркутский областной краеведческий музей имени Н.Н. Муравьева-Амурского