Имя известного ученого, профессора Иркутского государственного университета, археолога и этнографа Бернгарда Эдуардовича Петри на много десятилетий было фактически вычеркнуто из сибирской историографии. Он был репрессирован и расстрелян в Иркутске в ноябре 1937 года. Архив ученого не сохранился, и даже после официальной реабилитации в 1958 году никто не брал на себя труд написать очерк о его жизни. Лишь в начале 1990-х Анна Сирина в Иркутском государственном университете защитила диплом «Б. Э. Петри и история советской археологии и этнографии» и в дальнейшем продолжила исследования на эту тему. Фотографии, сделанные Бернгардом Петри, являются одним из важных, хотя и специфических, источников, рассказывающих о деятельности ученого.
– О том, что в нашем музее хранятся фотографии, сделанные Бернгардом Петри, было известно давно, но сколько их, какого они качества и какой теме посвящены – все это только предстояло выяснить, – рассказала заведующая сектором учета Иркутского областного краеведческого музея Елена Манушкина. – Идея найти фотографии ученого пришла к нам с Анной Сириной в процессе работы над проектом «Архивы в опасности».
О Бернгарде Петри как о фотографе было известно мало, лишь из косвенных источников удалось выяснить, что и это свое увлечение он поставил на службу науке, преподаванию и популяризации этнографических знаний.
– Во время работы над проектом «Архивы в опасности» нами производились отбор, сканирование, внос в базу данных и научное описание стеклянных фотопластинок из фондов Иркутского областного краеведческого музея на тему «Этнография народов Сибири». Мы надеялись найти там негативы – стеклянные пластинки или фотопленку – автором которых был Петри, – рассказала Елена Манушкина. – Однако ничего подобного обнаружено не было. Мы предположили, что ученый хранил негативы дома, либо они были изъяты из музея после его ареста в 1937 году.
Во время работы сотрудники отобрали стеклонегативы из экспедиции 1930 году на Нижнюю Тунгуску учеников Петри – Петра Полтораднева и Павла Хороших. В процессе работы им попадались фотографии, сделанные Петри в 1925-1931 годах и атрибутированные им самим. В частности, в фотофонде музея есть фотоотпечатки ученого по этнографии тофаларов, сойот, тутуро-очеульских эвенков и тунгиро-олекминских эвенков.
Интересно, что все этнографические экспедиции к так называемым «малым народам» Севера носили прикладной характер и финансировались Иркутским отделением Комитета Севера. Целью экспедиций было статистико-экономическое, бытовое, медико-санитарное обследование. Собранные материалы становились обоснованием для проведения землеустройства и организации новых советских форм хозяйства. Эти цели нашли отражение в тематике найденных фотографий. На них запечатлены для истории: первый сойот-коммунист, кооперативное собрание тунгусов, обсуждение границ землепользования, переход на европейскую одежду и многое другое. Особенно много таких фотографий из последней этнографической экспедиции 1931 года.