«Освобожденная Россия», «Се есть враг народа», «Руки прочь из моих сундуков!» – так называются карикатуры, опубликованные в журнале «Стрекоза», которые хранятся в нашем музее. Они являются интересной приметой революционных лет и отражают настроение жителей России того времени. Февральская революция 1917 года высвободила колоссальную энергию. После долгих лет сдерживания цензурой общество наконец получило возможность высказать все, что оно думает по поводу власти. Недовольство копилось долгое время и в годы войны достигло апогея. Доведенный до бешенства придирками цензоров, один из лучших сатириков России начала ХХ века Аркадий Аверченко писал о них: «Какое-то сплошное безысходное царство свинцовых голов, медных лбов и чугунных мозгов. Расцвет русской металлургии». Доходило до курьезов: когда «Новый Сатирикон» анонсировал на своих страницах появление детского журнала «Галчонок» и напечатал на обложке большую букву «Г», то цензор усмотрел в этом кощунственный намек на больную ногу цесаревича Алексея. В первые дни весны 1917 года цензура вместе со всей системой власти канула в небытие. Первые дни революции всегда сопровождаются небывалым взрывом энтузиазма, и интеллигенция стояла в авангарде общественных настроений. Вместе с тем, картина «Освобожденная Россия» подчеркивала роль простых людей: обломки тяжелой двери темницы старого режима давят маленького и жалкого Николая II, а кто сокрушил эту темницу? Рабочий и солдат, которые выходят из темницы вместе с матушкой-Россией. Политическая сатира в России 1917 года возродилась, но прежней остроты, которая была достигнута в 1905 году, вернуть себе уже не могла, так как вся критика власти шла «задним числом». Карикатуристы охотно высмеивали царских министров-казнокрадов в сюжете «Руки прочь от моих сундуков!» или же злорадствовали над их судьбой в работе «Се враг народа».