Сегодня речь пойдет о буддийской иконе «Бхавачакра» или «Колесо Сансары». Этот сюжет является одним из наиболее известных образов буддийского искусства. Икона, которая хранится в нашем музее, была написана на грунтованном холсте, полудрагоценными минеральными красками, предположительно в середине XIX века. В коллекцию она поступила от православного миссионера, ученого-этнографа Якова Павловича Дуброва. Он был действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. В 1883 году побывал в Монголии и в результате поездки в наш музей поступило несколько экспонатов. На иконе изображено колесо, символизирующее Бхавачакру, которое сжимает клыками и лапами бог смерти Яма Дхармараджа. Колесо Сансары представляет собой буддийскую вселенную, которая состоит из шести миров. Согласно буддийскому учению, благодаря своим хорошим или плохим деяниям, человек после смерти перерождается в соответствующих мирах Сансары. Колесо поделено на четыре основных круга. В центральном круге изображены свинья, змея и петух. Животные символизируют три главных человеческих порока: глупость, невежество; страсть, привязанность; гнев, злость, ненависть. Второй круг поделен на светлую и темную стороны. В темной половине круга изображены спускающиеся в ад живые существа, которые символизируют деградацию человечества. В светлой половине, наоборот, показан процесс восхождения живых существ из низших миров к высшим, что означает духовную эволюцию человечества. Третий круг, самый большой, делится на шесть миров: жителей ада, асуров, голодных духов-претов, людей, животных и богов – как видов перерождения. Буддизм считает, что в мире ада рождаются те, кто в жизни совершал много вредных действий из гнева и ненависти. В мире голодных духов-претов рождаются те, кого в жизни обуревала огромная жадность, кто грабил или убивал ради наживы, воровал у других людей или из государственной казны. Голодные духи испытывают муки бесконечного голода и неутолимой жажды. В мире животных воплощаются те, кто совершал много вредных поступков из глупости. Следующий мир людей, здесь рождаются те, в ком преобладают желания и привязанности. Быть человеком – карма смешанная, но хорошая, ведь люди могут управлять своей жизнью и сознательно менять ее. Человеческое рождение считается самым благоприятным. Так как именно в мире людей человек может достичь просветления Будды и попасть в нирвану. Над человеческим миром есть еще два – полубогов-асуров и богов. И у тех и других отличная карма: в прошлом они совершали много полезных действий. Но поскольку их поступки были обусловлены эгоизмом, они не стали освобожденными, Бохисаттвами или Буддами, но переродились в приятных состояниях сансары. Полубогами рождаются те, кто действовал, прежде всего, из ревности или зависти. Полубоги сильны и красивы, но постоянно воюют и соперничают, потому что им кажется, что их благополучию что-то угрожает. Особенно они завидуют богам, которым живется еще приятнее. Пытаясь бороться с богами, полубоги всегда проигрывают, поскольку боги более могущественны и сильны. Боги – это существа с наилучшей кармой. Их мир полон наслаждений, всегда расположен в самом верху вертикальной вселенной. В предыдущих жизнях они осуществляли позитивные действия телом, речью и умом, но этому всегда сопутствовала гордость. Теперь они живут в роскоши и удовольствиях, но такое существование не вечно. Хорошая жизнь закончится в тот момент, когда исчерпаются семена благих деяний. Крайний (внешний) круг Сансары содержит двенадцать изображений, по часовой стрелке, начиная с верхнего располагаются следующие фигуры: слепец, гончар, обезьяна, лодка с четырьмя пассажирами, дом с пятью окнами и открытой дверью, обнимающаяся пара, человек со стрелой в глазу, женщина, подающая напиток, женщина, собирающая фрукты, беременная, женщина, рожающая ребенка и труп. Все эти фигурки символизируют яды ума и другие страдания, например, слепая старуха – неведение, труп – это старость, болезнь и смерть. Восьмой по счету элемент – влечение, девятый, желание удержать то, что нравится. Остальные элементы – воплощение страданий и постижение законов причин и следствий. Вне колеса в верхнем углу картины изображен Будда или Великий Бодхисаттва, свободный от круговорота страданий, указывающий на сияющий круг около него, символизирующий нирвану, нерушимое счастье. Только достигнув Просветления можно выйти из Колеса Сансары и больше не перерождаться в Высших и Низших Мирах.