В буддийской коллекции нашего музея есть необычный колокольчик хонхо, который использовался ламами при богослужении. Отлитый из бронзы, он покрыт затейливым рельефным орнаментом. В фонды музея, по данным книги поступлений, он был принят в 1888 году. Этот ритуальный предмет в символике тибетского буддизма представляет принцип «совершенство мудрости». Назначение колокольчика — «провозглашать звук пустоты». Считается, что полость колокольчика — это пустота, а его язык — это форма. Буддийские колокольчики традиционно отливались из бронзы песочного литья. Сначала изготавливалась внутренняя и внешняя формы из уплотненного мельчайшего песка, связанного соком редиса или необработанным коричневым сахаром. В основании колокольчика – конический сходящийся кверху обод, из которого «звук пустоты» появляется, как слышимая вибрация. Этот обод символически представляет диск пространства — космоса. Над ободом находится кольцо из тридцати двух ваджр (короткий металлический жезл специальной формы) составляющих «ваджрный забор» — защитное кольцо. Это мифологическое оружие, пришедшее в буддизм из индуизма и символизирующее твердость алмаза и непреодолимую силу молнии или просветления. Далее идет неукрашенная поверхность, символизирующая диск земли. Над ним – бордюр с орнаментом из восьми голов чудовищ, из пастей которых свисают длинные нити, петли и кисти из драгоценных камней. Над верхними арками петель, между головами чудовищ, можно видеть восемь символов восьми бодхисатв – эмблемы драгоценностей и колеса. Над лицами чудовищ помещен ряд из шестнадцати горизонтальных ваджр. На верхнем изгибе колокола – восьмилепестковый лотосовый обод, символизирующий восемь бодхисатв. Внутри лотоса — круг, составленный из двадцати четырех спиц, из которых поднимается стержень рукояти колокольчика. Над стержнем находится верхняя ручка колокольчика, которая отливается отдельно и затем прикрепляется к стержню смолой. На квадратном основании, представляющим основу земли, изображен сосуд с нектаром, который символизирует долгую жизнь. Над ним — одиночное лицо богини Праджняпарамиты, представляющей «абсолютную не двойственную мудрость всех будд».