Наверное, трудно найти более загадочный предмет интерьера, чем ширма. Казалось бы, что в ней необычного, тем более загадочного…. Комнатная складная перегородка. В зависимости от вида, ширма легко вписывается в любой стиль от классики до авангарда. А это и красиво, и функционально, и удобно, и модно…. Пришел к нам этот изысканный предмет из Китая. Практически ни один интерьер в этой стране не обходится без ширмы. Именно китайскую ширму конца XIX и начала XX веков, выполненную в технике коромандельского лака можно увидеть в экспозиционном отделе «Окно в Азию». Четырехстворчатая, на восьми ножках, покрытая черным лаком и инкрустированная резной костью и перламутром она поражает своей неповторимостью и красотой. Китайская ширма поступила в наш музей от коллекционера Максима Крылова.
Первое упоминание о ширме относится к VII веку нашей эры. Уже тогда практичный китайский народ задумывался над тем, как сделать свое жилое пространство более функциональным и удобным. Благодаря ширме планировка комнаты могла меняться так часто, как хотелось. Ширмой можно было отделить одну зону от другой, спрятаться от любопытных посторонних глаз. Путем перестановки ширм, сам интерьер не «утяжелялся». Оставаясь мягким, динамичным, он создавал иллюзию легкого движения.
В VIII веке из Китая ширма попала в соседнюю Японию. Европейцы же познакомились с этим предметом мебели примерно в XVII веке, тогда он стал очень модным и популярным элементом декора интерьера. В то время ширмы из Китая и Японии пользовались большим спросом и стоили очень дорого.
Китайские ширмы всегда изготавливались с четным числом элементов. В основном использовались шестистворчатые или восьми- створчатые конструкции, а для более маленьких помещений – двустворчатые или четырехстворчатые. Росписью ширм были заняты лучшие художники. Мотивами для них служили сказки, поэмы, традиционные сюжеты с драконами, птицами, цветами и людьми. Вечером позади ширм зажигали свечи, и тогда рисунки оживали, наполняя помещение причудливыми тенями.
По материалу заполнения рам делали росписи тушью, выполняли пейзажи, даже целые панорамы, записывали даже стихи. Также для создания ширм китайские мастера использовали сложную и трудоемкую лаковую технику, которую применяют до настоящего времени.
Лучшими из лаковых ширм по сей день считаются коромандельские ширмы. В их отделке присутствуют полудрагоценные камни, перламутр, слоновая кость. Сам термин восходит к названию побережья Индийского полуострова, бывшего в свое время основным транзитным пунктом на пути экспорта китайских изделий в Европу.
Коромандельские ширмы отличаются крупными размерами (высота 177–275 см) и большим количеством створок (от 4 до 12), панели которых, как правило, декорированы с обеих сторон.
Технология их изготовления сложна и трудоемка. На заготовку наносят в качестве грунта слой лака, смешанный с загустителем, покрывают его черным лаком и переносят сверху рисунок, по которому производится резьба. Затем лак местами выбирают, заполняя в соответствии с рисунком образовавшиеся пустоты разноцветными лаковыми массами. Столь изощренная техника позволяет исполнить предельно сложные, насыщенные деталями полихромные композиции на тему пейзажей или сцен придворной жизни, сопоставимые с живописными свитками.
Многофигурная полихромная композиция нашей музейной ширмы включает в себя изображение четырнадцати женских фигур, находящихся в саду. Они одеты в традиционные разноцветные парадные одежды, их головы украшены старинными прическами и закреплены декоративными заколками. В руках у них цветы, веера, двое играют в нарды. Вокруг женщин находятся аисты, различные растения, деревья и малые архитектурные формы в виде садового павильона в верхнем правом углу и декоративного ограждения слева внизу. Также внизу композиции на каждой створке изображены натюрморты с вазами, фруктовыми ветками, плодами. Вся ширма, как и квадраты натюрмортов, обрамлены шестилепестковым соцветием в технике инкрустации перламутром. Фигурки женщин и строения выполнены в технике резной кости.
Ширма стала девяносто первым артефактом нашего спецпроекта.