Недавно в экспозиции отдела истории нашего музея появилась новая группа экспонатов – бронзовые фигурки и подвеска, которые составляют наполнение Корсуковского клада, обнаруженного в Качугском районе. Свое название клад получил по наименованию деревни Корсуково, близ которой был найден. Набор предметов попал в музей не сразу, сначала фигурки служили детскими игрушками и украшали дом местного механизатора Петра Егоровича Трифонова, нашедшего клад в 1979 года во время обработки пашни.
Корсуковский клад представлял собой котел, верх которого для сохранности был запечатан глиной, а внутрь были помещены бронзовые предметы. Большинство из них – так называемые «шумящие навершия». «Шумящие», потому что по своей форме эти изделия являются полыми фигурками с помещенным внутрь шариком, создающим звон при сотрясании. А «навершиями» их назвали из-за того, что каждый подобный предмет снабжен втулками для крепления на древко. Находку относят к периоду раннего железного века и датируют VII – VI веками до нашей эры.
Фигурки животных – лоси, кошачьи хищники, змеи – из Корсуковского клада выполнены в строгом соответствии с традициями скифо-сибирского звериного стиля. Подобные изделия не были характерны для местных культур раннего железного века, что свидетельствует об исторических контактах древнего населения Юго-Восточной Сибири и степных районов Евразии.
Назначение шумящих наверший представляет собой дискуссионный вопрос. В разное время разными учеными эти изделия интерпретировались как верхушки жезлов, служивших атрибутами власти, украшением погребального балдахина или погребальной колесницы. Иногда при раскопках встречались фрагменты дерева, ткани или кожи, которые были соединены с навершиями.
Исследователь В.В. Шлеев в своей статье «К вопросу о скифских навершиях» связывает эти интересные артефакты с конской упряжью или убранством колесницы. В финальной части исследования ученый пишет: «Что же касается уточнения назначений наверший, в особенности их апотропеического характера по отношению к лошадям, в связи с чем, по-видимому, стоит и их функция погремушек-колокольчиков, то от VI-IV вв. до н.э. может быть переброшен мост и к более близким нам временам, к знаменитому русскому колокольчику под дугой, который, по моему мнению, является прямым наследником скифских погремушек».