В легендах практически всех народов огонь имеет сакральное божественное происхождение. Не были исключениями и чукчи. Об этом говорит и предмет для добывания пламени, который принадлежал этому народу. Огниво, или доска для добывания огня трением, была передана в наш музей известным ученым-этнографом Владимиром Германовичем Богоразом в 1898 году. Он обнаружил его в Нижнеколымском улусе Якутской области.
Огниво представляет собой антропоморфное изображение с тринадцатью лунками, в которые клали трут, возгоравшийся при трении деревянным стержнем. Углубления, получающиеся на доске от сверления, считаются глазами этой доски, а скрипящий звук при трении – ее голосом. Владимир Богораз подробно описал роль огня и связанных с ним предметов и явлений в жизни чукчей. Так, по его мнению, форма огнива говорит о том, что он имел сакральное значение. Такие предметы передавались из поколения в поколение, им приносили жертвы. Во время перекочевки – демонтажа яранги, сбора вещей, огниво ставили рядом для того ,чтобы оно охраняло имущество семьи. Во время отела оленей огниво выносили из яранги и ставили у внешней стены для помощи оленихам. Кроме того, считалось что огниво охраняет стада оленей.
Очаг также занимает центральное место в жизни любой чукотской семьи. Интересно, что свой огонь представители этого народа тщательно оберегают от соприкосновения с чужим огнем – нельзя греть пищу, приготовленную на очаге чужой семьи, ставить на очаг котел или чайник, использовавшийся чужим человеком. Все это может осквернить духов хранителей. При этом можно использовать чужое огниво или спички, но не уголь или головешки с чужого очага для растопки.