В Иркутском областном краеведческом музее хранится более 150 буддийских икон. Сегодня речь пойдет о буддийской богине Шри Деви (санск.) или Палден Лхамо, что в переводе означает – прославленная богиня. Она является одной из основных защитниц веры и учения в традиции Гелугпа тибетского буддизма. Считается, что Палден Лхамо исцеляет от всех болезней и является хранительницей тайн жизни и смерти. Она оберегает от злых духов и языков, порчи, а также от всех внешних врагов.
Икона с изображением богини поступила в фонд нашего музея в 1888 году от собирателя Ю. Лумбунова. Палден Лхамо на ней изображена верхом на муле желтого цвета с подпалинами. На его крупе есть глаз, что позволяет Палден Лхамо знать, что происходит за ее спиной. На спину мула накинута человеческая кожа. Об этой богине рассказано множество легенд: одна из них гласит, что это кожа ее сына, которого она убила, усомнившись в его преданности дхарме*. Согласно другой – это шкура демона. Третья легенда описывает Лхамо, как царицу демонов-людоедов Цейлона, которая поклялась убить своего сына, если окажется не в состоянии отвернуть своего мужа и его подданных от каннибализма и человеческих жертвоприношений. Когда муж отказался принять ее предупреждение, она исполнила свою клятву, убив ребенка на глазах у отца, и превратилась в грозную Лхамо.
Тело Палден Лхамо темно-синего, почти черного цвета окаймлено пламенем ее энергии. Прическа украшена золотым полумесяцем, на голове – корона с пятью черепами. У нее три глаза. В ушах серьги с подвесками: левая – в виде змеи, что символизирует ночь и водную стихию, правая – в виде льва, что символизирует день и солнце. На животе Палден Лхамо цепь из костяных бусин с подвеской в виде красного солнца в золотых лучах или колеса дхармы. Вокруг ее талии – тигровая шкура. Пояс – волшебная пестрая змея. На плечах – накидка из шерсти дикого яка. В правой руке у нее жезл-трезубец из сандалового дерева, увенчанный ваджрой и черепом, в левой – капала (чаша из человеческого черепа) с кровью и горчичным вином, символом опьяняющей горечи человеческих заблуждений.
Дикий мул белого цвета запряжен в упряжь из ядовитых змей. Спереди у мула свисает пара кубиков для гадания, которые использует Лхамо, чтобы определить хорошая или плохая судьба ждет человека, а также череп и черный мешок, заполненный болезнями. Из сострадания она проглатывает все земные болезни. После гадания на кубиках, чтобы определить кармическую ситуацию, Лхамо вдыхает эти болезни, собирая их в свой мешок, или выпускает их из него, чтобы уничтожить врагов дхармы. На крупе мула висит клубок волшебных нитей, сделанных из скрученного в шар оружия. Здесь же находится глаз, который появился, когда Лхамо вытащила копье, которое бросил в нее муж, когда она покидала Цейлон.
Рядом с богиней изображены божества, сопровождающие ее: это Макаравактра – дакиня (женское божество, которое изображают с головой слона), ведущая мула, и Симхавактра – дакиня с головой льва.
Праздник, посвященный богине Лхамо, отмечают накануне буддийского Нового года. По легенде, считается, что в ночь перед Новым годом она облетает землю и заглядывает в дом каждого верующего человека. На столе обязательно оставляют угощения для богини: молочную пищу и сладости. Лхамо в этот день совершает обход всей земли, ведет подсчет скота и людей. Для того чтобы получить благословение богини Лхамо – нужно не спать до 6 часов утра или встать в это время, затопить в доме печь, выйти на улицу, чтобы поприветствовать восход солнца. Во всех дацанах ламы всю ночь читают молебен, посвященный этой богине.
- Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка.