В фондах нашего музея есть необычный древнекитайский музыкальный инструмент – шэн. Он поступил в музей в 1957 году от городского комитета ВЛКСМ, которому его подарила молодежь города Шеньяна. Кстати, шэн попал в фонды в разобранном виде, и сотрудникам пришлось собрать воедино этот замысловатый механизм.
Слово «шэн» с китайского языка переводится как совершенная мудрость. Это традиционное для классической философии Китая обозначение высшей степени интеллектуально-нравственного и духовного совершенства. Инструмент приобрел популярность в эпоху правления династии Чжоу (1045 – 256 до н. э.). Его часто использовали в качестве аккомпанемента для придворных певцов и танцоров. Позднее шэн стал инструментом для публичных концертов, ярмарок, различных народных торжеств и прочих событий.
Сначала шэн изготавливался из бамбуковых тростей или дерева, а затем стали использовать и металл. Наш артефакт создан из дерева и металла. Что касается особенностей его устройства, то шэн состоит из трех основных частей: язычка, дудок и корпуса (доуцзы). В корпусе 17 трубок разной длины, он снабжен чашеобразным лепдистуком-натрубком. На крышке чаши по окружности расположены отверстия, в которые вставлены тростниковые трубки с медными язычками в основании. У каждой трубки в нижней части имеется одно боковое отверстие, которые закрывают пальцами. Шэн имеет хроматический 12-ступенный звукоряд. Отличается выразительностью, обладает чистым четким звучанием в высоких тонах, изяществом в средних и низких.
Происхождение музыкального инструмента описано в древних преданиях. Китайские тексты повествуют, что его создала Нюйва – небесная прародительница людей. Она также установила брачные отношения, и сама стала первой свахой. Ей приносили жертвы, церемонии в ее честь были необычайно пышными. Великая Нюйва была не только богиней-творцом, но также и богиней музыки.
Интересно, что из всех традиционных китайских музыкальных инструментов только шэн можно использовать вместе с другими. Он обогащает и гармонизирует ансамблевое звучание. В крупном симфоническом оркестре национальных музыкальных инструментов иногда используют «шэн-верхи», «шэн-альт» и «шэн-бас». В начале XIX века инструмент явился прототипом для изобретения фисгармонии и аккордеона.
В России шэн знают с Х-ХIII веков. Доподлинно известно, что инструмент уже использовали в Петербурге в середине ХVIII века.
Шэн стал сто третьим артефактом нашего спецпроекта.