Особая форма обоюдоострого лезвия длиной до 40 сантиметров, втульчатый насад и крепкое древко в рост человека обуславливали охотничье и военное назначение этого копья. В отличие, например, от традиционного древкового оружия – пальмы, с большой режущей поверхностью лезвия, напоминающего алибарду, которое больше использовалась для хозяйственных целей. Многоцелевое же назначение гиды связано с тем, что основой жизни тунгусо-манчжур была хозяйственная деятельность, воины не выделялись в отдельное сословие, потому охотничий инвентарь фактически являлся и военным.
Пальмой охотники могли расчищать себе от веток путь, продвигаясь по лесу, могли вступить в схватку с внезапно появившимся медведем, нанося режущие удары по глазам зверя. Демонстрируя свое мастерство владения пальмой, охотники срубали ветки на своем пути, рассекая их повторно еще до падения на землю. Гида же использовалась как смертельное оружие. Охотник, придерживая ногой упертое в землю древко, мог нанести серьезные раны тяжелому животному, которое словно насаживало себя на острие при движении на него. Владению копьем гида учились с малых лет. Оно было рассчитано на борьбу с крупным зверем, где от точности удара зависела жизнь, как и в военном искусстве.
Важнейшим органом человека, по мнению эвенкийских охотников, считалась печень. Потому поединок с применением гиды начинался с попытки выбить копье противника и после нанести удар в наиболее уязвимое место.