Свадебный наряд в наше время может быть практически любого покроя и цвета, а раньше это была одна из самых выверенных и подчиненных правилам частей гардероба. Верность традициям, характерная для коренных этносов России, позволила исследователям XIX и ХХ веков воочию увидеть, описать и изучить многие обряды. Так, например, в убранстве невесты, порой, можно «прочитать» не только информацию о развитии в обществе технологий, ремесел и рукоделия, но и менее очевидные сведения: жизненные ценности, черты мировоззрения и мифологии. Один из таких примеров – традиционный костюм якутской невесты первой половины ХХ века, который хранится в фондах нашего музея.
Главным элементом этого богато украшенного костюма является женский кафтан, нередко называемый шубой. Сотрудник музея, сделавший опись коллекции в 1934 году, оставил нам очень подробные сведения о самой шубе и о некоторых особенностях свадебного якутского наряда:
«Меховая шуба, которая обычно шьется для невесты из богатых феодальных кругов. <…> Мех на такие шубы бывает лисий, реже – песцовый или беличий. Такие шубы в последнее время сохранялись только в провинциальных районах. <…> Шуба снаружи украшена серебряными пластинками работы якутских сереберенников и бисером. Поверх этой шубы носятся особые украшения невесты, надеваемые на грудь, шейное кольцо работы якутских же кузнецов, и широкий кожаный пояс с серебряными бляхами с точечным орнаментом».
Такие шубы нередко передавались по наследству, поскольку были очень ценными и требовали кропотливой работы, которую нельзя было поставить на поток.
На голову невесты надевали меховую шапку, как правило, с суконным верхом и удлинениями по сторонам в виде наушников. Богатство меха дополнялось различными украшениями, главное из которых – серебряный чеканный круг. Шапка, найденная вместе с шубой, выполнена из меха и красного сукна и украшена искусной вышивкой цветным мелким бисером.
Кроме того, коллекционная опись содержит сведения о том, что вместе с одеждой для невесты изготавливали в качестве приданого конскую сбрую: седло, черпак (подстилка под седло), узду, повод и кнут, также с использованием серебра. Ритуальное значение такого приданого очевидно: невесту готовили для езды на коне, этот же мотив прослеживается и в костюме: «Шуба приспособлена для верховой езды, для чего сзади имеется разрез», – так написано в коллекционной описи.
Менее заметные на первый взгляд данные, закодированные в таком костюме, исследуют ученые – этнографы. Например, встречается параллель между праздничной женской шапкой и воинским шлемом, что, «вероятно, восходит к образам богатырш, которые описаны в героическом эпосе Олонхо» (Е. М. Ефимова «Семантика свадебной одежды якутов XVII – середины XVIII века»). В сочетании со сбруей, сопровождающей свадебный костюм, все это, возможно, формирует образ ритуала, связанного не только с плодородием, продолжением рода, но и защитой, силой и воинственностью женщины. На шубе в районе лопаток часто вшивали специальные вставки меха, напоминающие крылья, которые связывают с культом орла.
Интересна и история появления костюма в фондах музея, также зафиксированная сотрудником, составившим опись: «Коллекция получена от Якутского землячества в г. Иркутске. Найдено колхозниками в стоге сена, где вещи были спрятаны. Время поступления: 1931 год. Шуба пряталась под зародом сена, потому во многих местах мех попорчен. В местах серебряные пластинки выпали».
Остается неизвестным, какой семье принадлежал этот свадебный костюм, почему его спрятали и сколько времени это праздничное убранство пролежало в сене.