00%
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 13

8 (3952) 33-62-30

Контакты

Дирекция

Отдел истории

  • Телефон8 (3952) 33-34-49
  • Адресул. Карла Маркса, 2
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Пн-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Отдел природы

  • Телефон8 (3952) 34-28-32
  • Адресул. Карла Маркса, 11
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Музейная студия

  • Телефон8 (3952) 20-03-68
  • Адресул. Карла Маркса, 13
  • Режим работыПн-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Пн-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Окно в Азию

  • Телефон8 (3952) 25-98-21
  • Адресул. 3-го Июля, 21А, 21Б
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Ледокол Ангара

  • Телефон8 (3952) 35-81-48
  • АдресПроспект Маршала Жукова, 36А/1
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Музей В.Г. Распутина

  • Телефон8 (3952) 35-81-48
  • Адресул. Свердлова, 20
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

КПЦ им. свт. Иннокентия (Вениаминова)

  • Телефон8 (924) 604-09-60
  • Адрессело Анга,
    Качугский район,
    ул. Школьная, 28/1
  • Режим работыСр, Чт, Вс 10:00 – 17:00

    Пт, Сб 10:00 – 17:30

Якутский свадебный костюм

Свадебный наряд в наше время может быть практически любого покроя и цвета, а раньше это была одна из самых выверенных и подчиненных правилам частей гардероба. Верность традициям, характерная для коренных этносов России, позволила исследователям XIX и ХХ веков воочию увидеть, описать и изучить многие обряды. Так, например, в убранстве невесты, порой, можно «прочитать» не только информацию о развитии в обществе технологий, ремесел и рукоделия, но и менее очевидные сведения: жизненные ценности, черты мировоззрения и мифологии. Один из таких примеров – традиционный костюм якутской невесты первой половины ХХ века, который хранится в фондах нашего музея.
 
Главным элементом этого богато украшенного костюма является женский кафтан, нередко называемый шубой. Сотрудник музея, сделавший опись коллекции в 1934 году, оставил нам очень подробные сведения о самой шубе и о некоторых особенностях свадебного якутского наряда:
 
«Меховая шуба, которая обычно шьется для невесты из богатых феодальных кругов. <…> Мех на такие шубы бывает лисий, реже – песцовый или беличий. Такие шубы в последнее время сохранялись только в провинциальных районах. <…> Шуба снаружи украшена серебряными пластинками работы якутских сереберенников и бисером. Поверх этой шубы носятся особые украшения невесты, надеваемые на грудь, шейное кольцо работы якутских же кузнецов, и широкий кожаный пояс с серебряными бляхами с точечным орнаментом».
 
Такие шубы нередко передавались по наследству, поскольку были очень ценными и требовали кропотливой работы, которую нельзя было поставить на поток.
 
На голову невесты надевали меховую шапку, как правило, с суконным верхом и удлинениями по сторонам в виде наушников. Богатство меха дополнялось различными украшениями, главное из которых – серебряный чеканный круг. Шапка, найденная вместе с шубой, выполнена из меха и красного сукна и украшена искусной вышивкой цветным мелким бисером.
 
Кроме того, коллекционная опись содержит сведения о том, что вместе с одеждой для невесты изготавливали в качестве приданого конскую сбрую: седло, черпак (подстилка под седло), узду, повод и кнут, также с использованием серебра. Ритуальное значение такого приданого очевидно: невесту готовили для езды на коне, этот же мотив прослеживается и в костюме: «Шуба приспособлена для верховой езды, для чего сзади имеется разрез», – так написано в коллекционной описи.
 
Менее заметные на первый взгляд данные, закодированные в таком костюме, исследуют ученые – этнографы. Например, встречается параллель между праздничной женской шапкой и воинским шлемом, что, «вероятно, восходит к образам богатырш, которые описаны в героическом эпосе Олонхо» (Е. М. Ефимова «Семантика свадебной одежды якутов XVII – середины XVIII века»). В сочетании со сбруей, сопровождающей свадебный костюм, все это, возможно, формирует образ ритуала, связанного не только с плодородием, продолжением рода, но и защитой, силой и воинственностью женщины. На шубе в районе лопаток часто вшивали специальные вставки меха, напоминающие крылья, которые связывают с культом орла.
 
Интересна и история появления костюма в фондах музея, также зафиксированная сотрудником, составившим опись: «Коллекция получена от Якутского землячества в г. Иркутске. Найдено колхозниками в стоге сена, где вещи были спрятаны. Время поступления: 1931 год. Шуба пряталась под зародом сена, потому во многих местах мех попорчен. В местах серебряные пластинки выпали».
 
Остается неизвестным, какой семье принадлежал этот свадебный костюм, почему его спрятали и сколько времени это праздничное убранство пролежало в сене. 

Размещено в разделе Спецпроект «Артефакты»

© 2023 Иркутский областной краеведческий музей имени Н.Н. Муравьева-Амурского