Эти большие настольные часы, объединённые с вокзалом и планетарием, изготовил талантливый часовщик Илья Гольдфаден, проживавший в Варшаве. Внутри часов располагался большой единый механизм ручной работы, приводивший в действие одновременно циферблаты часов, поезд, фигурки людей на вокзале и планетарий. В составе планетария не случайно присутствует Марс со своими спутниками: Фобосом и Деймосом.
В 1881 году, когда Илья Гольдфаден начал делать эти часы, наличие у Марса спутников было одним из новейших открытий в области астрономии (1877 год). Автор «Чудо-часов» предполагал поехать со своим творением на всемирную выставку в Чикаго в 1893 году, однако же подтверждений тому, что ему удалось это сделать, нет: в каталоге русского павильона Илья Гольдфаден не значится, хотя один резидент из Иркутска присутствует (банк Елизаветы Медведниковой).
В начале ХХ века Гольдфаден с целью заработка вместе со своим творением отправился в поездку по России, показывая работу «Чудо-часов» в присутственных
местах больших городов. Общий вес «Чудо-часов» с механизмом составлял порядка 250 килограммов (640 фунтов, как указано в объявлениях).
15 апреля 1902 года в доме Кравца на углу улиц 4-ой Солдатской и Большой открылась иркутская демонстрация «Чудо-часов» с платой за вход в 30 копеек. Каждые 15 минут часы устраивали показ своих способностей для наблюдателей: раздавались свистки, приходил в движение вокзал, из туннеля выходил поезд, вращался планетарий.
Надо сказать, что газетные обозреватели не были слишком впечатлены работой часов, считая их «замечательным изобретением, но отнюдь не чудом». Плата за вход в 30 копеек также считалась слишком высокой, и спустя пять дней после появления заметки её снизили до 20 копеек.
Первоначально демонстрация «Чудо-часов» в Иркутске планировалась до 20 мая 1902 года, но затем была продлена.
До сих пор доподлинно неизвестно, каким образом часы оказались в собственности иркутской мещанки Виктории Теофиловны Кулябко, владелицы собственного дома и мелочной лавки в районе стрелки Средне-Амурской и Нижне-Амурской улиц (ныне Седова и 3 Июля), передавшей их в музей Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества 5 февраля 1911 года.
Во время декабрьских боёв 1917 года осколки гранаты или артиллерийского снаряда повредили основной механизм часов и разбили планетарий. Лишь спустя 30 лет часы были отреставрированы механиками А. И. Молоковым и Е. И. Гришковым, однако восстановить работу основного механизма оказалось невозможным.
После первой реставрации «Чудо-часы» были открыто выставлены в парке Парижской коммуны (в 1947 году так назывался парк возле постамента бывшего памятника Александру III), где стараниями разных «любопытных граждан, хотевших только потрогать» лишились многих частей своего внешнего облика.
Вторая реставрация «Чудо-часов» была осуществлена Валерием Малюшенко и Юрием Вороновым в 1999 году. Реставраторам пришлось заново изготовить вагоны поезда, фигурки людей и макеты планет. Основной механизм ручной работы был практически полностью утрачен, его место заняли фабричные механизмы, приспособленные «по месту» и не обладающие возможностью работать совместно друг с другом.
Валерий Малюшенко о реставрации “Чудо-часов”. 2000 год.