00%
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 13

8 (3952) 33-62-30

Контакты

Дирекция

Отдел истории

  • Телефон8 (3952) 33-34-49
  • Адресул. Карла Маркса, 2
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Пн-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Отдел природы

  • Телефон8 (3952) 34-28-32
  • Адресул. Карла Маркса, 11
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Музейная студия

  • Телефон8 (3952) 20-03-68
  • Адресул. Карла Маркса, 13
  • Режим работыПн-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Пн-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Окно в Азию

  • Телефон8 (3952) 25-98-21
  • Адресул. 3-го Июля, 21А, 21Б
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Ледокол Ангара

  • Телефон8 (3952) 35-81-48
  • АдресПроспект Маршала Жукова, 36А/1
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Музей В.Г. Распутина

  • Телефон8 (3952) 35-81-48
  • Адресул. Свердлова, 20
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

КПЦ им. свт. Иннокентия (Вениаминова)

  • Телефон8 (924) 604-09-60
  • Адрессело Анга,
    Качугский район,
    ул. Школьная, 28/1
  • Режим работыСр, Чт, Вс 10:00 – 17:00

    Пт, Сб 10:00 – 17:30

История в лицах

Иннокентий Михайлович Портнягин (1864-1917) — профессиональный фотограф, первый председатель Иркутского фотографического общества, школьный учитель и музыкант-любитель.

И.М. Портнягин с женой и сыном. Иркутск, 1903-1912 годы. Из коллекции ГАУК ИОКМ им. Н.Н. Муравьева-Амурского

«Когда имеешь что вложить, у дня находятся сотни карманов» — эти слова немецкого философа Фридриха Ницше подходят под описание повседневной жизни иркутского фотографа Иннокентия Михайловича Портнягина.

Он переехал вместе с семьёй в Иркутск из Петровского Завода в Забайкалье в 1903 году из соображений большей занятости и профессионального роста.

Время в своей жизни он находил действительно для всего — и для учительской деятельности, причём по трём предметам сразу (И. М. Портнягин преподавал русский язык, литературу и географию в мужском духовном училище, губернской гимназии, частной гимназии С. Е. Детышевой и С. К. Протасовой), и для музыки (со своими друзьями И. М. Портнягин составил любительский струнный квинтет, дававший бесплатные концерты), и для семейной жизни (в его семье было девять детей), и для своего основного занятия — фотографии.

В те годы фотограф мог быть только профессионалом, так как технический процесс получения готового снимка был сложным, многоступенчатым и дорогостоящим.

При этом нельзя было забывать и о главной составляющей — творческой изюминке, которая отличает художественную фотографию от ремесленной. В этом И. М. Портнягин достиг больших высот и получил признание на международном уровне. Фотографии И. М. Портнягина демонстрировались на международной выставке в Берлине в 1912 году, и одна его работа удостоилась серебряной медали. Фотография называлась «Спать пора!», и на ней была запечатлена улыбающаяся маленькая девочка в кроватке, готовящаяся ко сну. Для этой работы Иннокентию Михайловичу позировала собственная дочь, Люба Портнягина.

Иннокентий Михайлович видел потенциал иркутских фотографов и раньше других понял, что для подъёма фотографической деятельности одиночкам-энтузиастам нужно объединиться. Через газету «Восточное обозрение» он обратился к местным фотографам с предложением объединить усилия.

Так в 1908 году было создано существующее поныне Иркутское фотографическое общество, и Иннокентий Михайлович Портнягин, как инициатор его создания, был избран его первым председателем. В этой должности он оставался до 1912 года, когда был вынужден оставить её по болезни.

Предметы, некогда бытовавшие в семье Портнягиных, были переданы правнучкой Иннокентия Михайловича, Ириной Владимировной Шевчук, в сентябре 2011 года. Все вещи были заботливо сохранены внучкой фотографа, Евгенией Петровной Вялых. В 2011 году дар потомков Портнягина был самым значительным — 34 предмета: семейные фотографии на фарфоровых плакетках, посуда, декоративные бюсты.

Среди этих предметов был старый деревянный сундук, обитый жестяными полосами, который приехал вместе с Портнягиными ещё из забайкальского Петровского Завода.

Подобные предметы стояли в любом доме или квартире, храня семейное имущество, и без них не обходился ни один переезд. Этот древнейший предмет интерьера послужил многим поколениям одной большой семьи, прежде чем оказался в музее. До музея этот предмет стоял в семейном деревянном доме Портнягиных-Вялых неподалёку от Иерусалимской горы, который был построен на личные средства И. М. Портнягина и простоял до 2011 года.

Сейчас этого дома уже нет, как нет и Иерусалимского кладбища, где Иннокентий Михайлович упокоился в 1918 году. На месте дома строится жилой комплекс, а на месте кладбища устроили парк отдыха.

И.М. Портнягин (второй слева) в составе любительского квинтета. Иркутск, 1903-1912 годы. Из коллекции ГАУК ИОКМ им. Н.Н. Муравьева-Амурского
Спать пора. Фотограф И.М. Портнягин. 1909–1910 годы. Семейный архив Е. П. Вялых. Фотография с сайта https://www.pribaikal.ru/

Войцех Коперский (1845?, Бжесци, Люблинская губерния — 1919, Иркутск) — польский мастер-ремесленник, участник польского восстания 1863-1864 годов, с 1866 по 1919 год проживавший в Иркутске.

Войцех Коперский. 1880-е годы. Из коллекции ГАУК ИОКМ им. Н.Н. Муравьева-Амурского

Приговор был утверждён 8 октября 1864 года, и Войцех Коперский был отправлен по этапу к месту отбытия наказания. Когда партия, в которой был Коперский, проезжала через Иркутск, его, как мастерового, привлекли к ремонту в Белом Доме — резиденции генерал-губернатора.

Сибирские города вообще и Иркутск в частности испытывали очень большой недостаток в квалицифированной рабочей силе. Иркутский генерал-губернатор Корсаков был настолько доволен работой ссыльного Коперского, что выхлопотал ему разрешение остаться в Иркутске.

После ремонта по личному разрешению генерал-губернатора продолжал жить в Иркутске и заниматься различными мастеровыми работами.  В 1878 году судимость Коперского была снята, и он получил официальное разрешение жить в Иркутске. Мастер смог арендовать дом в Ремесленной слободе.

Дела его пошли на лад, и он смог перебраться в центр города, арендовав, а затем и выкупив дом на 4-ой Солдатской (ныне Киевская) под столярную мастерскую, в которой работало от 10 до 20 наёмных рабочих.

Войцех Коперский женился на своей соотечественнице Елене Кейсевич, в браке у них родилось шестеро детей.

5 сентября 1884 года случилось несчастье: по всей видимости, кто-то из рабочих неосторожно бросил окурок, и он попал на опилки, лежавшие во дворе у стены. Опилки мигом вспыхнули, от них занялось и здание, в котором находилась не только столярная, но и драпировочная мастерская. По какой-то причине пожарная команда прибыла только через полчаса, и огнеборцам осталось лишь заливать остатки дома да следить за тем, чтобы пламя не перекинулось на соседние домовладения. Распространению огня также помешала тихая погода и противопожарные стены-брандмауэры, построенные после пожара 1879 года.

Войцех Коперский в это время занимался внутренней отделкой нового Польского римско-католического костёла, редко бывая в мастерской, и произошедшее стало для него совершенным шоком.

Новую постоянную работу он получил в 1886 году в ремесленно-воспитательном заведении Н. П. Трапезникова: заведовал столярной, токарной и резной мастерской и учил воспитанников означенным ремёслам.

В 1891 году в Иркутск планировал прибыть наследник цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II.  Войцех Коперский выполнил важный заказ от сельских и инородческих обществ губернии: изготовил блюдо из гагата с инкрустацией, которое в числе прочих подарков было преподнесено наследнику престола в день его визита в Иркутск, 23 июня 1891 года.

Возвращаться в Польшу Войцех Коперский не планировал.

Когда его арестовывали после восстания, он, для того, чтобы отвести подозрения от родни, оставшейся в Польше, при допросе назвал вымышленные данные: как собственное имя, так и имена родителей.

Если бы он вернулся к польской родне, то обман бы вскрылся, и это могло бы повлечь большие неприятности. Поэтому Войцех Коперский оставался в Иркутске до самой своей смерти, пришедшей к нему в беспокойном 1919 году.

В первой половине 1900–х Коперский вместе с семьей жил в селе Усть–Балей Уриковской волости Иркутского округа. В Усть–Балее им была отремонтирована принадлежащая местной купчихе мельница, во дворе которой он сделал железную мини–дорогу, проложенную от амбаров к мельнице. По ней железный паровоз (длиной 85 см и шириной 30 см) возил зерно и муку. Железная дорога не сохранилась и узнать ее протяженность не представляется возможным, но ширина ее колеи составляла всего 200 мм. В 1974 году паровоз был передан в музей наследниками Коперского.

Бюро, сработанное Войцехом Коперским, было передано его сыном Эдуардом Коперским в Иркутский государственный объединенный музей в 1973 году. 

Чертеж блюда «Государю наследнику цесаревичу Николаю Александровичу от сельских и инородческих обществ Иркутского округа. 1891 год 15 июля». Бумага, тушь, перо, карандаш. Войцех Коперский, 1891 год. Из коллекции ГАУК ИОКМ им. Н.Н. Муравьева-Амурского

Всеволод Ильич Стрелов родился в купеческой семье в селе Знаменка Верхоленского уезда 30 ноября 1888 года. Учился в Иркутской духовной семинарии, затем в Томском университете.

В.И. Стрелов. Из коллекции ГАУК ИОКМ им. Н.Н. Муравьева-Амурского

Во время Первой Мировой и Гражданской войн — военно-полевой врач в Русской и Белой Армии. После капитуляции армии Миллера в Архангельске вернулся в Иркутск, где с 1922 года вновь начал врачебную практику в качестве сверхштатного ординатора ушной клиники Иркутского университета. С 1923 по 1930 год заведовал Маратовской амбулаторией, там же вёл приём по специальности. В 1938 году защитил кандидатскую диссертацию по медицине. Во время Великой Отечественной войны работал в эвакуационных госпиталях. До 1960-х годов работал в ушной клинике Иркутского медицинского института, занимаясь также и преподавательской деятельностью. Многие студенты Иркутского государственного медицинского университета получили профессиональную подготовку высокого уровня благодаря стараниям доцента Всеволода Ильича Стрелова, и многие пациенты были благодарны ему за высококвалифицированную помощь.

В.И. Стрелов за работой в Маратовской амбулатории Иркутск, 1929 г. Из коллекции ГАУК ИОКМ им. Н.Н. Муравьева-Амурского
В.И. Стрелов (слева) с матерью, братом и сестрой Томск, 1916 г. Из коллекции ГАУК ИОКМ им. Н.Н. Муравьева-Амурского

Пётр Андреевич Турчанинов (25.06.1932, Иркутск — 17.10.2009, Иркутск) — живописец и график.

Пётр Турчанинов 1960-е гг. Из коллекции ГАУК ИОКМ им. Н.Н. Муравьева-Амурского

С малых лет у Петра Турчанинова проявлялись творческие задатки, и после школы (1950 г.) он поступил в Иркутское художественное училище им. Копылова. После двух курсов училища отслужил срочную службу на Тихоокеанском флоте, где занимался оформлением агитационных уголков и стенгазет. В 1957 году после демобилизации восстановился на 3-ий курс и закончил училище в 1960 году. Его наставником в училище был один из знаменитых иркутских художников Глеб Васильевич Богданов. В те годы были созданы работы «Старушка» и «Сибиряк». Дипломной работой стало полотно «Вечер на Байкале». После художественного училища Турчанинов поступил в Московский институт имени Сурикова, но проучился там только один курс, после чего вернулся в Иркутск. Официально – «по семейным обстоятельствам», неофициально — преподаватели института сказали ему: «Вам здесь делать нечего. Вы уже мастер». Большую часть знаний в Москве Пётр Андреевич приобрёл не в учебных аудиториях, а в центральных музеях и картинных галереях, где он проводил многие часы, изучая манеру работы старых мастеров.

Увы, работа в мастерских Союза Художников не обеспечила Петру Андреевичу осуществления творческих замыслов. Он получал многочисленные заказы на наглядную агитацию, в лучшем случае — на портреты лидеров политбюро и батальные сцены. Творческие поиски Турчанинова не находили отклика в дирекции Союза Художников, и его собственные работы на выставки Союза не пропускались: манеру работы мастера называли «буржуазным формализмом, не соответствующим канонам советского изобразительного искусства». Жизнь Петра Андреевича в те годы была тяжела: семейный дом на ул. Александра Невского уходил под снос, а собственной мастерской у него не было — приходилось снимать угол в здании бывшей Иерусалимской церкви, где П. А. Турчанинов выполнял заказы на наглядную агитацию вместе с Евгением Владимировичем Ушаковым. Благодаря их дружбе, удалось решить проблему с жильём: Евгений Ушаков был знаком с главным городским архитектором В. П. Шматковым и смог найти и зарегистрировать участок под строительство, а материалы Ушаков и Турчанинов смогли достать, разбирая дома, предназначенные под снос.

Свои настроения бесприютного человека Пётр Турчанинов отражал в художественных работах, посвящённых сибирским переселенцам и каторжанам. Общей деталью в этих работах («Переселенцы», «Переселенцы в Сибири», «Быт переселенцев», «Потомок каторжан») было стремительное движение гонимых судьбой людей, вынужденных покинуть родной дом в поисках лучшей доли. Работы были пронизаны фатальной неизбежностью, драматизмом и тоской.

Когда дом был построен, П. А. Турчанинов, поселившись в нём, стал вести довольно замкнутый образ жизни. Человеком он был скромным и вместе с тем очень ранимым — а то отношение, которое он получал от дирекции Союза Художников, ранило его до глубины души. Именно поэтому в последние десятилетия П. А. Турчанинов отошёл и от творческой среды и многие свои работы писал исключительно для себя, никому их не показывая. Скончался он в 2009 году, в том самом частном доме, в бедности и одиночестве. Его работы так и пропали бы втуне, если бы их не обнаружил (в известной мере случайно) коллекционер Максим Леонидович Крылов, оплативший реставрацию и сохранивший искусство Петра Андреевича Турчанинова для потомков. Над восстановлением коллекции живописи и графики реставраторам пришлось работать три года. Результат их усилий смогли оценить в феврале 2013 года посетители Музейной студии Краеведческого музея, где открылась первая персональная выставка Петра Турчанинова. Так мастерство скромного, но талантливого человека наконец получило справедливую оценку и признание — увы, уже после его смерти.

Семья Турчаниновых во дворе своего дома. Маленький Пётр на руках у матери. 1935г.

Биография Августа Карловича Томсона (1871-1951) является наглядным примером слов: если человек действительно желает чего-то добиться, то он обязательно добьётся. С территории современной Латвии он в 1908 году приехал в Сибирь, надеясь найти место для своей мечты: сада морозостойких растений, от яблонь до лимонов.

А.К. Томсон - пионер иркутского садоводства. 1930-е гг. Из коллекции ГАУК ИОКМ им. Н.Н. Муравьева-Амурского"

Он не встречал понимания у окружающих. Чиновники спрашивали у него, кем он работает, и услышав ответ, что маляром в железнодорожном депо, делали выговоры в духе персонажей Николая Семёновича Лескова: «маляр, знай свои вёдра, кисти и краски, а в научное дело не мешайся, для того учёные люди есть».

От рядовых граждан проку оказалось больше: по крайней мере, удалось в 1914 году получить дешёвую аренду земли, которую крестьяне признали неудобной для пашни. Август Карлович самостоятельно, вместе с женой, обустроил участок и разбил на нём свой сад.

Впервые труды семейства Томсонов были оценены молодой советской властью, окончательно установившейся в Иркутске в 1920 году. Год спустя Август Карлович смог наконец уволиться из депо и полностью посвятить себя любимому делу. Его сад стал распространять тысячи саженцев по всей Сибири. К примеру, саженцы тополей и акации были приобретены для озеленения стадиона «Авангард». Август Карлович принимал участие в многочисленных сельскохозяйственных выставках, проводил лекции и экскурсии по своему саду. Вместе с Томсоном в саду работали энтузиасты плодоводства и огородничества, в том числе Павел Иванович Малиновский, первый директор Иркутского ботанического сада, получивший много практических знаний именно от Августа Карловича.

В 1938 году Томсон передал основную часть своего сада в государственное управление. На тот момент в саду росло 230 сортов яблонь, 77 сортов и видов плодово-ягодных растений, 47 видов декоративных и прочих деревьев. Все находились в прекрасном состоянии, цвели и плодоносили. Август Карлович продолжал работы в своём питомнике и оранжерее, где выращивал субтропические растения. Незадолго до своей смерти, 28 января 1951 года, Томсон передал свой питомник вместе с оранжереей Академическому институту физиологии и биохимии растений. Увы, вопреки ожиданиям старого садовода, новые хозяева не смогли надлежащим образом позаботиться о саде. Хозяйство не выдержало экономической конкуренции с дешёвыми привозными фруктами, сад ещё до распада СССР постепенно стал приходить в запустение и ныне находится в заброшенном состоянии. По большому счёту, единственной памятью о трудах Августа Карловича стало переименование проходящего рядом с оградой сада переулка в улицу Томсона в 1996 году.

От домашнего обихода Августа Томсона остались старые напольные часы, произведённые в Германии, на фабрике Hans Winterhalder в Нойштадте (HAWINA). Это предприятие работало всего 3 года (с 1925 по 1928) и не заслужило высокой репутации среди своих коллег — качество механизмов признавалось «низким». Не получив ожидаемой прибыли от своего предприятия, Ханс Винтерхальдер продал фабрику фирме Junghans  и эмигрировал в Америку, где его следы затерялись.

А. К. Томсон в день 30-летия основания сада вместе с внуком. 15 августа 1944 года. Из коллекции ГАУК ИОКМ. им. Н.Н. Муравьева-Амурского

Владимир Афанасьевич Обручев (10.10.1863 — 19.06.1956) — русский учёный-геолог, историк горного дела, писатель-фантаст и популяризатор науки.

Владимир Афанасьевич Обручев - первый штатный геолог Сибири. Петербург, 1894-1895 гг. Из коллекции ГАУК ИОКМ им. Н.Н. Муравьева-Амурского.

Родился в дворянской семье в деревне Клепинино Ржевского уезда Тверской губернии. Получил домашнее начальное образование, затем учился в Брестской прогимназии. Высшее образование получил в Горном институте Санкт-Петербурга. По предложению своего наставника, профессора Ивана Васильевича Мушкетова, занял должность первого штатного геолога при Иркутском горном управлении и в 1889 году занялся исследованиями природных богатств губернии. Работа геолога была сколь интересной, столь и сложной — жизнь в полевых условиях, длительные переходы по дикой таёжной и степной местности и сбор образцов там, где их ещё никто и никогда не собирал. Зимний сезон же геолог проводил на городской квартире, систематизируя и обобщая материалы своих исследований и составляя отчёты о проделанной работе. Первые исследования в Восточной Сибири Владимир Обручев провёл на угольных месторождениях в районе Черемхово — будущем источнике угля для железной дороги и соляных заводов, требовавших колоссального количества топлива для выпарки соли. Побочным результатом этих исследований было обнаружение на правом берегу Оки ближе к станции Зиминской частей скелета мамонта: несколько позвонков, куски рёбер, кости двух ног и таза. Среди костей был найден и небольшой фрагмент шкуры.

Следующим заданием для Владимира Афанасьевича стал осмотр старых копей слюды и ляпис-лазури вблизи Култука с целью выяснения возможностей возобновления добычи. Слюда долгое время использовалась как заменитель стекла, но с развитием стекольной промышленности копи оказались заброшены. В конце XIX века с развитием электротехники слюда вновь оказалась нужна, но на сей раз как природный электроизолятор. Ляпис-лазурь же использовалась как декоративный материал. В сентябре 1889 года В. А. Обручев посещал минеральные источники в Ниловой Пустыни, а весной 1890 года — отправился на золотые прииски Бодайбо.

В 1912 году за «вольный образ мыслей» Обручев был отстранён от преподавания в Томском университете и, не найдя другого преподавательского места, начал писать свой первый фантастический роман «Плутония» о путешествии к центру земли, где во «внутренней полости» сохранилась жизнь из иных геологических периодов, вплоть до юрского и триасового (динозавры). В отредактированной форме эта книга была опубликована в 1924 году и неоднократно переиздавалась. Тогда же Владимир Афанасьевич начал писать свой самый известный роман, «Земля Санникова», опубликованный в 1926 году. К тому времени он вновь занялся преподавательской и научной работой: его высокие профессиональные навыки пригодились молодому советскому государству. Но и писательскую деятельность профессор Обручев бросать не желал. За свою долгую и интересную жизнь Владимир Афанасьевич создал 7 художественных произведений и более 450 научных трудов. В 1929 году ему было присвоено звание академика АН СССР, в 1945 году — звание Героя Социалистического Труда. В 1950 году Владимир Афанасьевич был удостоен Сталинской премии за многотомный труд «История геологического исследования Сибири», над которым учёный работал 18 лет (1931-1949). Благодаря работам академика Обручева в научный оборот было введено понятие «неотектоники» и одна из теорий образования лёсса (типа осадочной породы). В ходе полевых исследований Владимир Афанасьевич открыл неизвестные ранее хребты в горах Наньшань, хребты Даурский и Борщовочный, исследовал нагорье Бэйшань. Именем академика Обручева назван ряд географических объектов, например — грязевой вулкан Обручева на Керченском полуострове, пик Обручева в горах Наньшань, гора Обручева в верховьях реки Снежной на Хамар-Дабане, минерал обручевит, а также внеземные объекты — астероид и кратер на обратной стороне Луны.

12 февраля 2001 года внучка Владимира Афанасьевича, доктор биологических наук и член-корреспондент РАН Наталья Владимировна Обручева решила оставить память о своём дедушке там, где он начинал свою практическую деятельность как геолог — в Иркутске. Среди переданной ею коллекции личных вещей было любимое кожаное кресло Владимира Афанасьевича — добротное, мягкое, классическое, с подлокотниками — то, что нужно для спокойного отдыха и чтения учёных трудов. Кресло отреставрировано и сейчас имеет тот вид, в каком его купил знаменитый учёный.

Академик В. А. Обручев в своём рабочем кабинете. Москва, 1940-1950-е гг. Из коллекции ГАУК ИОКМ им. Н.Н. Муравьева-Амурского
Владимир Афанасьевич Обручев в детстве. Деревня Клепинино. 1860-1870-е гг. Из коллекции ГАУК ИОКМ им. Н.Н. Муравьева-Амурского

Сергей Владимирович Шостакович (1902 – 1981) — доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор Иркутского государственного университета.

Сергей Владимирович Шостакович. Фотография с сайта irkipedia.ru

С. В. Шостакович — представитель известнейшей научной и творческой династии, сын геофизика Владимира Болеславовича Шостаковича, внук экономиста, публициста и общественного деятеля Болеслава Петровича Шостаковича, двоюродный брат знаменитого композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Сергей Владимирович окончил Иркутскую гимназию в неспокойные дни 1919 года, получив отличные оценки и золотую медаль, и стал одним из первых студентов историко-филологического факультета Иркутского государственного университета. В числе первых выпускников университета получил специальность востоковеда-китаиста в 1925 году, а в 1926 году — диплом юриста по международному и хозяйственному праву.

С 1931 по 1937 год занимался преподавательской и административной работой в различных институтах Иркутского государственного университета. В 1937 году перешёл работать в Иркутский государственный педагогический институт, преподавал ряд дисциплин всеобщей истории и возглавил одноимённую кафедру. В 1940 году активно участвовал в восстановлении исторической специальности в Иркутском государственном университете. С 1944 года — заведущий кафедрой всеобщей истории исторического факультета Иркутского Государственного университета. Эта должность стала основным местом работы С. В. Шостаковича вплоть до конца 1970-х. Также в 1944 году защитил кандидатскую диссертацию по истории на тему: «Исторические корни отрицания германским фашизмом общепринятых законов и обычаев войны». Во многом благодаря стараниям С. В. Шостаковича в ИГУ в 1949 году был восстановлен юридический факультет. В 1950-е годы руководил кафедрой истории и теории государства и права на юридическом факультете и читал соответствующий курс, совмещая эту должность с организационно-преподавательской работой на историческом факультете ИГУ. В 1962 году С. В. Шостакович защитил докторскую диссертацию на тему: «Дипломатическая деятельность А. С. Грибоедова». Занимался историей русско-иранских отношений, вопросами истории сопредельных с Россией стран, особенно Монголии и Китая, проблемами античной истории.

Наука была не единственным увлечением Сергея Владимировича. Профессор также вкладывал много сил в популяризацию спорта, был судьёй республиканской категории по теннису и волейболу. Награждён Орденом Ленина, медалями и почётными знаками СССР (в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне»), а также государственными наградами Монголии и Польши. На доме, где он долгое время проживал (ул. Тимирязева, 24) размещена мемориальная доска.

В 1931 году сотрудник иркутской конторы Большого Северного Телеграфного общества по фамилии Карлсен сделал подарок своему другу Сергею Владимировичу Шостаковичу, как раз получившему преподавательское место в Иркутском государственном университете. Эта искусная работа в технике «маркетри», изобилующая сложными деталями с плавными линиями, была привезена Карлсеном из Дании. Увы, имя её автора история не запомнила: у мастеров-краснодеревщиков не было принято оставлять автографы даже на таких предметах.

Георгий Феодосьевич Богач (20.04.1915 – 29.11.1991)родился в семье сельского священника в Василиуцах (Хотинский уезд, Бессарабская губерния), окончил факультет словесности и философии университета в Яссах в 1938 году.

Г.Ф. Богач на встрече у Волконских 11 декабря 1985 г. Иркутск, 11 декабря 1985 г. Фотограф Князев А. Коллекция ГАУК ИОКМ им. Н.Н. Муравьева-Амурского

Был оставлен в качестве ассистента на кафедре славистики. Преподавал в Ясском лицее, затем, после присоединения Бессарабии к СССР, был учителем в селе Богатое Измаильского района, где преподавал украинский и французский языки. От начала до конца прошёл Великую Отечественную войну. После демобилизации в сентябре 1945 года работал в Академии наук, преподавателем вузов, в соавторстве создавал учебники для молдавских школ. Георгий Феодосьевич по праву заслужил репутацию выдающегося филолога, фольклориста и текстолога, мог говорить на восьми языках.

Излюбленной темой в литературе у Георгия Феодосьевича было творчество Александра Сергеевича Пушкина, в частности период его южной ссылки, а также Максима Горького. Георгия Феодосьевича интересовала взаимосвязь вышеупомянутых писателей с молдавской культурой и фольклором. Исследователь посвятил им две обширные монографии: «Пушкин и молдавский фольклор» и «Горький и молдавский фольклор».

Летом 1969 г. Георгий Феодосьевич узнал, что в Иркутске хранится редчайший экземпляр «Молдавского летописца», который предположительно держал в руках и изучал сам Александр Сергеевич Пушкин. В этом же году исследователь прибыл в Иркутск и принялся за изучение «Молдавского летописца» и написание труда «Далече Северной столицы: О творчестве Пушкина в Молдавии» (выпущен в 1979 г.). Атмосфера душевности и открытости, царившая в иркутской культурной среде и писательской организации, настолько покорила Георгия Феодосьевича, что он решил остаться жить в Иркутске, переехав сюда из Молдавии. Здесь же он изучал биографию Николая Гавриловича Спафария и организовал конференцию в честь 125-летия научной библиотеки Иркутского государственного университета, посвящённую деятельности этого замечательного русского дипломата и путешественника.

В период пребывания в Иркутске, Георгий Феодосьевич Богач занимал должность старшего преподавателя в институте иностранных языков. Интенсивная и плодотворная деятельность Георгия Феодосьевича Богача сделала его популярным деятелем культуры в Сибири. Он был своим человеком в Доме-музее декабристов, постоянно возил делегации в село Олонки, где когда-то жил первый декабрист Владимир Федосеевич Раевский и работал народный университет «Чтения имени Раевского». На празднование 70-летия профессора Богача 20 апреля 1985 года собралась вся писательская организация Иркутска.

 Но вскоре спокойная и счастливая жизнь Георгия Феодосьевича в Иркутске изменилась. Профессор Богач не забывал про свою малую родину и с любовью хранил воспоминания о ней. Одним из таких воспоминаний было красное молдавское вино, которое всегда наливали в бокалы гостей на дружеских встречах у Георгия Феодосьевича. Профессора Богача до глубины души расстроили сведения, что в результате «борьбы за трезвость» были уничтожены десятки тысяч гектаров виноградников. «Они не понимают, что делают» – с грустью говорил Георгий Феодосьевич о людях, проводивших в жизнь подобные решения. С 1985 года он часто уезжал в Молдавию, затем возвращался в Иркутск. В одной из таких поездок 29 ноября 1991 года его и настигла смерть. Похоронен Георгий Феодосьевич был на Армянском кладбище в Кишинёве.

Салон в Доме декабристов. Почетный президиум: М.Д. Сергеев, студентка иняза, Г.Ф. Богач. Иркутск, декабрь 1979 г. Фотограф В.А. Ефимов. Из коллекции ГАУК ИОКМ им. Н.Н. Муравьева-Амурского
Размещено в разделе Музей мебели

© 2023 Иркутский областной краеведческий музей имени Н.Н. Муравьева-Амурского