В 2023 году благодаря поддержке губернатора и Министерства культуры Иркутской области осуществляется самый масштабный ремонт внутри ледокола «Ангара» за последние 30 лет. В отремонтированных помещениях будет создана новая экспозиция, которая расскажет об истории судоходства на озере Байкал и реке Ангаре, об истории ледоколов «Байкал» и «Ангара», но прежде всего об истории ледокола и тех людях, которые на нем служили.
Ремонт проходит в трех помещениях в носовой части ледокола на уровне прогулочной, средней, нижней палубы. Подрядчиком выступает компания ООО СибТрейд-«Волна». Стоимость работ 8 427 643 рубля. Ремонт производится при постоянном ведении авторского надзора и научного руководства проектной организации ООО Научно-исследовательская проектная реставрационная фирма «Традиция».
В помещениях пришла в негодность, устарела и местами разрушилась вся внутренняя отделка: линолеум, настенные отделочные материалы, потолочные покрытия. Деревянные каркасы полов просели: полы не ровные, подвижные. Деревянные каркасы стен и потолка в результате многочисленных протечек, длительных замачиваний прогнили. В ходе ремонта будет произведена замена всех разрушенных отделочных материалов и деревянного каркаса.
Проектом предложен демонтаж каркасных перегородок не эксплуатируемого тамбура прогулочной палубы, каркасных коробов всех палуб, закрывающих пиллерсы металлической конструкции корабля. Тамбур для посетителей перед помещением кассы и само помещение кассы увеличены в размерах. Сдвинута каркасная перегородка, уменьшая площадь подсобного помещения. Дверное полотно, расположенное в перегородке смещено для организации прохода посетителей в помещения музея.
Предлагается замена каркасных перегородок средней и нижней палуб. Проектом предусмотрена отделка стен, ограждений трапов и потолков негорючими и мало горючими материалами: ламинированными панелями, вагонкой, обработанной огне- и биозащитными препаратами. Потолки выполняются в два уровня на прогулочной и нижней палубах, на средней палубе – в три уровня, что дает возможность приподнять низкие потолки помещений и учесть особенности конструкций корпуса корабля.
Полы будут покрыты судовым линолеумом Tarkett. Все отделочные покрытия устраиваются по замененному деревянному каркасу, обработанному огне- и биозащитными препаратами. Между досками каркаса укладывается утеплитель, пароизоляция.
На прогулочной палубе окна помещения музея предлагается сохранить прямоугольной формы, с заменой разрушенных деревянных конструкций на судовые с двойным остеклением. Прямоугольные глухие деревянные окна средней и прогулочной палуб предлагается заменить на круглые, имитирующие иллюминаторы. Увеличены габариты окна кассы. Дверные блоки – деревянные, с коробками, полотна – филенчатые. В случае пожарной опасности, для дымоудаления, нижняя филенка дверного полотна выбивается ногой.
Деревянные изделия будут покрыты огне- и биозащитными препаратами и окрашены. Сохранятся латунные поручни трапов. Все металлические элементы: трапы, пиллерсы, лестница нижней палубы чистятся, грунтуются и окрашиваются.Восстанавливаются люки, расположенные на нижней палубе, для доступа в выше- и нижележащие помещения корабля.
Кроме того, ранее была завершена конкурсная процедура на выполнение работ по архитектурно-художественной подсветке фасада ледокола. 25 апреля текущего года заключен договор на сумму 2 555 604 рубля.
Все работы планируется завершить до конца октября 2023 года.
В 2021 году был проведен капитальный ремонт ледокола «Ангара», в котором были выполнены работы на главной и шлюпочной палубах: частичная замена, ремонт и восстановление леерных конструкций, окрашивание главной и шлюпочной (верхней) палубы, замена инженерных коммуникаций в машинном отделении; окраска труб, мачт, надстройки на главной палубе. Смонтирован деревянный настил шлюпочной палубы, окрашены элементы судовой надстройки, левый борт, выполнена отделка прохода на верхнюю палубу. Кроме этого была воссоздана капитанская рубка и каюта капитана – это одно помещение, разделенное на две комнаты. Работы были выполнены полностью и в срок. На капитальный ремонт из областного бюджета Иркутской области было выделено 6 179 382 рубля.
На сегодняшний день ледокол «Ангара» является самым старым из сохранившихся ледоколов в мире – это одно из пяти судов подобного типа дореволюционной постройки. Он был спущен на воду 25 июля 1900 года. С 2015 года ледокол «Ангара» стал отделом Иркутского областного краеведческого музея.