00%
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 13

8 (3952) 33-62-30

Контакты

Дирекция

Отдел истории

  • Телефон8 (3952) 33-34-49
  • Адресул. Карла Маркса, 2
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Пн-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Отдел природы

  • Телефон8 (3952) 34-28-32
  • Адресул. Карла Маркса, 11
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Музейная студия

  • Телефон8 (3952) 20-03-68
  • Адресул. Карла Маркса, 13
  • Режим работыПн-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Пн-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Окно в Азию

  • Телефон8 (3952) 25-98-21
  • Адресул. 3-го Июля, 21А, 21Б
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Ледокол Ангара

  • Телефон8 (3952) 35-81-48
  • АдресПроспект Маршала Жукова, 36А/1
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Музей В.Г. Распутина

  • Телефон8 (3952) 35-81-48
  • Адресул. Свердлова, 20
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

КПЦ им. свт. Иннокентия (Вениаминова)

  • Телефон8 (924) 604-09-60
  • Адрессело Анга,
    Качугский район,
    ул. Школьная, 28/1
  • Режим работыСр, Чт, Вс 10:00 – 17:00

    Пт, Сб 10:00 – 17:30

Традиции и коллекции

В фондах нашего музея среди разнообразных по теме экспонатов из серебра небольшую долю занимает коллекция светского столового серебра, формировавшаяся сотрудниками музея на протяжении ХХ века.

В ней представлены образцы, имеющие клейма пробирных надзоров и клейма-именники мастеров различных центров серебряного производства как России, так и других государств.

Во все времена столовое серебро считалось показателем высокого статуса и тонкого вкуса своего владельца. Серебро на Руси ценили, коллекционировали и передавали по наследству. И сейчас в некоторых семьях возрождается преемственность семейных традиций – передача по наследству предметов столового серебра. Ведь даже такие привычные для нас изделия, как серебряные ложки, послужив не одному поколению, становятся частью семейной истории. Прослеживая историю появления тех или иных столовых приборов и посуды, мы видим, как этот ассортимент стремительно увеличивался из поколения в поколение в XIX и XX веках. Возрастающий спрос на посуду из благородного металла воодушевлял мастеров-серебряников создавать новые образцы столового серебра. Подчас под рукой мастера рождались высокохудожественные произведения, доставляющие хозяевам и гостям особое удовольствие.

В коллекции представлены разнообразные по своему назначению столовые предметы. Различные по форме подстаканники, солонки, кольца для салфеток, сахарницы, подарочный сервиз, сливочник, ножи, подставка под яйцо, салфетница, рюмки, вилки, ложки столовые и чайные.

Существующее на протяжении столетий искусство сервировки стола вводит в XIX веке еще один предмет – кольцо для тканых салфеток. Мастера изготавливали кольца круглой и овальной форм с применением разнообразных декоративных решений. В музейной коллекции столового серебра имеются три кольца, не повторяющие друг друга. Все они поступили в разные годы, одно из наиболее интересных колец подарено музею в 1971 году Л.С. Кирпичниковой. Оно более широкое, в отличие от традиционных форм колец. По внешней стороне поверхности имеется украшение сканным орнаментом. Яркой и изящной делает эту вещь применение цветных эмалей в оформлении декора. Подобные образцы колец выполняли мастера уже в первой половине XIX века.

В 1983 году музей произвел закуп коллекции из восьми предметов. Это сервиз для вина, который состоит из кувшина, подноса, шести рюмок. Подобные сервизы было принято дарить на почетные даты. Например, кувшин со съемной крышечкой и шесть рюмок на подносе традиционной круглой формы, украшенный гравированным орнаментом растительного характера, образующим в совокупности виньетку с юбилейной датой по центру «1873–1897. Ивану Ильичу Пикусу от товарищей-сослуживцев».

Интересными по праву можно назвать кубки в коллекции светского серебра. Все три кубка, схожие по форме и стилистическому решению в оформлении внешнего декора, выполнены в технике золочения, чернения, гравировки, насечки. Подобные кубки относятся к так называемому «московскому» производству. Широко ввозились в Иркутск в XIX в. и использовались в интерьерах горожан.

Интересный экспонат, играющий немаловажную роль в процедуре чаепития XIX века – шумовка для чая. Этот тип ложки появился в России в XVIII-XIX веках.

Также в нашей коллекции представлены несколько солонок. Все они принадлежат различным мастерским и фабрикам по производству столовой посуды.

Комплектование коллекции посуды из серебра в музее не носило случайного характера. Сотрудники музея в 70–80 годах ХХ века планомерно вели сборы экспонатов, которые наиболее полно могли отразить историю быта горожан XIX-XX веков. В последующие годы музейная коллекция пополнялась за счет единичных поступлений.

Биографии выдающихся личностей неотделимы от истории края, поэтому особенно ценно, когда они сами или их родственники передают в фонды музея свои архивы и личные вещи. Именно так и поступил ученый, охотовед, писатель, фотограф, заслуженный эколог России Семен Устинов. Взрослые его называют «сибирским Песковым», а юные читатели «Сибирячка» знают как лешего Кешу, ведь именно он стал прообразом одного из главных персонажей журнала.

В 2011 году он передал в наш музей часть своего архива и личные вещи. Среди них привлекает внимание самодельный чемодан, который молодой Семен Устинов смастерил вместе со своим отцом. С этим чемоданом в 1951 году он поехал из родного села Унэгэтэй Заиграевского района республики Бурятия в Иркутск поступать в институт. Также в коллекции есть обувь-ичиги, ветровка, плащ, рюкзак, которые долгие годы служили Семену Устинову в его работе, многочисленных экспедициях, в результате которых он стал одним из самых значимых ученых-охотоведов, писателей, изучающих природу Восточно-Сибирского края. Благодаря этой коллекции у музея появился личный фонд Семена Устинова и экспонаты, с помощью которых можно показать, с какими нехитрыми предметами в советское время люди путешествовали по заповедным местам.

Семен Устинов большую часть своей жизни, после окончания факультета охотоведения Иркутского сельскохозяйственного института, проработал в Байкало-Ленском и Баргузинском заповедниках, был специалистом по копытным и хищным млекопитающим. За его плечами многочисленные экспедиции и работа в различных научно-исследовательских институтах, итогом которых стала диссертация и ученая степень кандидата биологических наук. За долгие годы Семен Устинов написал 10 научно-популярных книг, 100 научных работ, около 400 статей, очерков, рассказов и сценариев к фильмам. Природу, о которой пишет, он знает лучше многих, и при этом до сих пор не перестает удивляться ее «обыкновенным чудесам».

Особую ценность для почитателей таланта писателя в мемориальном кабинете музея Валентина Распутина представляют редкие иконы конца XIX – начала XX века. Писатель пришел к вере в зрелом возрасте, хотя основы его духовного воспитания заложила еще бабушка Мария Герасимовна, которая послужила прообразом его героинь – старухи Анны и Дарьи. Известно, что эти тринадцать домашних икон были ему особенно дороги. На одной из них запечатлен редкий образ «Преподобный Сергий перед гробами родителей – преподобного Кирилла и Марии Радонежских». Этот сюжет необычен для небольшой домашней иконы. Однако известно, что Преподобный Сергей Радонежский имел для Валентина Григорьевича особое значение, ведь писатель посвятил ему статью «Ближний свет издалека».

«Без Сергия Радонежского русская душа не полна, не окормлена до полной меры сытости, когда она может окармливать других. При всем множестве любимых и почитаемых в нашем народе святых, Сергиева святость несколько особого сложения — сложенная из русского представления о своем идеале. Тут народ сам рассудил и, приняв житие Преподобного, лучше всего отозвавшееся народному призванию, узнав в нем свой чаемый образ, направление своих трудов, он и от себя добавил ему там, где сужено было одной жизнью, и своей крови влил, чтобы не приустать ему от хождений по многим молитвам, и, веками к нему припадая, дотворил Сергия до полной свойственности, до обращения к нему из праздничного канона в постоянное излияние чувств. К Сергию народ не мог охладеть, это значило бы отказаться от самого себя. В самые тяжкие для общей нашей судьбы моменты в русском сердце слышался его участливый голос: «Не скорби, чадо»», — пишет Валентин Распутин.

Напомним, что эта работа дала название выставке, посвященной приходу писателя к православию, которая работала в 2016 году в Музейной студии Иркутского областного краеведческого музея.

Особая композиция иконы, изображающая святого возле гробниц его отца и матери, распространилась с середины XIX века. Создание подобных икон было связано с почитанием родителей преподобного Сергия в Покровском Хотьковом монастыре, где почивают их мощи. Интересно, что сцены, изображающие преподобного Сергия у гробов родителей, не встречаются в житийных иконах XVI–XIX веков.

О жизни и подвигах величайшего сына Отечества – чудотворца Сергия Радонежского – издано много литературы. Это он способствовал объединению удельных княжеств в сильное государство и возрождению русской духовности.

В нашем музее хранится фотоаппарат Kodak XIX века, переданный в 2007 году коллекционером, журналистом, фотографом и краеведом, исследователем истории сибирской фотографии Рудольфом Георгиевичем Берестеневым.

Он создал уникальную книгу по истории сибирской фотографии «Иркутская земля: яркий почерк светописцев. Фотообразы времени» и пополнил фонды музея экспонатом кино- и фотоаппаратуры конца XIX – начала XX века. Наш экспонат фирмы Kodak – это дорожная камера с размером кадра 13х18, производства США – Германии XIX века.

Создатель компании Джордж Истмен удешевил производство фототехники, сделав его международным. В Германии выпускали очень качественную технику, но весьма дорогую и в малом количестве. Kodak сумел сделать удачное соотношение цены и качества. Фотоаппарат был предназначен для съемки в полевых условиях. В отличие от павильонных камер, его можно было устанавливать на легкий складной штатив. Kodak представляет собой складную камеру с двойным растяжением меха. В качестве основного материала корпуса фотоаппарата тогда использовали дерево. На нашей камере он обтянут кожей, также имеется ручка для переноски. Объектив выдвигался с помощью металлических деталей, вмонтированных в крышку корпуса. На ней крепились «рельсы» для регулировки объектива. На камере установлен затвор раннего типа, который выпускала компания Сompur, он имел два диска для установки выдержки, первый из них использовался для установки типа выдержки (открытый затвор, «от руки» и по значению), а второй – для установки конкретного значения выдержки. Этот фотоаппарат был гораздо удобнее больших павильонных камер, марка Kodak стремилась сделать фотодело доступным каждому.

С возникновением фотомагазинов в городе появляется все больше любителей фотографии. Первый магазин фирмы Kodak открылся в Иркутске в начале XX века. Компания Eastman Kodak производила большое количество моделей фотоаппаратов для самых разных типов пленки. Во многих странах мира фирма имела свои отделения. Некоторые из них выпускали собственные модели фотоаппаратов. Целью Джоржа Истмена была популяризация фотографии. Торговую марку Kodak он зарегистрировал 4 сентября 1888 года. Первый фотоаппарат появился в том же году. Он был заряжен пленкой на 100 кадров. В 1890 году начались продажи фотоаппарата с пленкой на 48 кадров.

В 1892 году после долгой рекламной кампании бренда Kodak наименование компании изменилось на Eastman Kodak Co. Лозунг Джорджа Истмэна звучал так: «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем все остальное. После экспонирования обработка пленки, печать и перезарядка камеры производились специалистами компании – «фотофинишерами».

Размещено в разделе Без рубрики

© 2023 Иркутский областной краеведческий музей имени Н.Н. Муравьева-Амурского