С давних пор эвенкийских шаманов считали самыми сильными в Сибири. Говорят, что к их помощи прибегали даже соседние народы. Само слово “шаман”, по одной из версий, происходит от эвенкийского “саман” — человек, любящий знания. В фондах Иркутского областного краеведческого музея хранится несколько шаманских костюмов этого народа. Интересно, что одно из наиболее богатых украшенных облачений, по мнению специалистов, принадлежало колдуну, который был связан с духами воды.
Кафтан, шапка, передник, железная маска и бубен с колотушкой, датированные историками серединой XIX века, поступили в музей в конце этого столетия от священника Василия Винокурова из Киренского округа Иркутской губернии. Костюм сшит из оленьей ровдуги (замши). На его воротник, спину и рукава нашиты полоски из синей и красной ткани. Съемный нагрудник украшен металлическими подвесками в виде восьми сидящих и взлетающих птиц. На спине – пластина с окончанием в виде рогов оленя. На рукавах по две металлические планки, изображающие кости рук человека.
Подвески в этом костюме поражают своим разнообразием. Особенно богато ими украшена задняя часть костюма. На верхнем уровне несколько фигурок человека, скорее всего, олицетворяющих предков шамана. В центре на медном кольце – два наконечника копья, железные фигурки оленя и птички. Под пластиной – железный полумесяц. К кожаным полоскам прикреплены колокольчики, а к ним подвешены четыре человеческие фигурки и десять рыбок. На второй полоске шестнадцать рыбок и восемь конусообразных трубочек. На третьей – четыре рыбьих и две человеческих фигурки. На груди – четыре металлические пластины. На нижней планке – четыре связки различных орудий.
По мнению историков, характер подвесок на костюме указывают на связь хозяина с духами водного мира. Кстати, эта стихия занимала особое место в религиозных верованиях эвенков – она служила убежищем от злых духов и могла становиться непреодолимым рубежом для существ нижнего мира, охотившихся за людьми. Поэтому свои обряды эвенкийские колдуны тесно связывали с этой стихией. Известный ученый и этнограф Иннокентий Суслов сообщает, что у этого народа “шаманство происходит на воде, а не на земле, так как из земли внутрь чума всегда могут проникнуть злые духи или даже сам Харги (верховное злое божество) и помешать шаману. Перед началом камлания шаман заклинает окружающую природу и просит водяного царя Мууны залить место шаманства водою”.
Другой важный символ, который представлен в данном шаманском костюме – гагара. Эта птица была священной у эвенков, якутов, долган и ряда других народов севера. По преданиям она помогла небожителям сотворить землю, доставая ее со дна моря. Интересно, что у эвенков и якутов шаман покалывал больного клювом железного изображения птицы, пришитым к его нагруднику. Считалось, что таким образом подвластный шаману дух выклевывает из больного вселившуюся в него болезнь. Поэтому сумма этих факторов делает костюм уникальным и включает его в список лучших экспонатов, хранящихся в нашем музее.