Три года назад в фонды нашего музея поступила коллекция рабочих инструментов иркутского художника и оператора Николая Астафьевича Опанасенко. После смерти мастера ее передала в дар вдова художника Нина Ван. Каждый из 132-х предметов коллекции рассказывает о том, насколько одаренным в различных областях визуального и изобразительного искусства был Николай Опанасенко.
Известный иркутский живописец, график, кинооператор, фотограф и сценарист, член двух профессиональных Союзов – художников и кинематографистов – Николай Опанасенко был человеком с непростой судьбой. Он лишился отца и матери в годы войны. Воспитывался в детских домах родной Тульской области. В 1960 году поступил во ВГИК на кинооператорское отделение. В 1962-м для его потока ввели экспериментальный курс живописи, где преподавали известные московские художники – Богданов, Школин, Каманин и Мясников. В Иркутск на Восточно-Сибирскую студию кинохроники он приехал по зову сердца и отработал там оператором 15 лет. Эту часть профессиональной деятельности отражают принятые в фонд видеокассеты с документальными фильмами, фотографии, где он запечатлен с видеокамерой в разных отдаленных уголках Сибири, а также фотоаппарат.
В эти годы параллельно происходит его становление как профессионального художника. В 1971 году проходит первая персональная выставка. В 1980 году Николая Опанасенко принимают в Союз художников СССР. Эту грань таланта мастера демонстрируют дорожные и стационарные этюдные ящики, складной табурет для пленэров, кисти и краски, грифели и мастихины, кувшины для натюрмортных постановок.
– Я писал картины прямо на съемках, – так при жизни вспоминал свою работу Николай Опанасенко. – Например, на фильм «Встретимся на БАМе» о поездке иркутских и монгольских художников по западному участку магистрали я откомандировался в качестве художника, оператора и журналиста.
Но по-настоящему волю своей скрытой страсти к литературному творчеству Николай Опанасенко дал в 1998 году. За восемь следующих лет он написал и сам издал книги “Попутчики”, “Промысел”, “Прислуга”, “После” и “Произведение”. Текст он набирал на пишущей машинке и сам вполне профессионально изготавливал твердые переплеты, о чем свидетельствуют поступившие в коллекцию авторские экземпляры.
Однако ВГИКовское образование не позволило Николаю Опанасенко успокоиться на достигнутом – свои произведения он по ролям начитывал перед камерой. При этом для каждого образа изготавливал костюм. Об этом необычном увлечении свидетельствуют видеокассеты, исторические костюмы и фотографии.
– Я художник в широком смысле слова, ведь кинематограф – это синтез всех искусств, – любил повторять Николай Опанасенко.
Теперь уникальный архив универсального художника будет сохранен для потомков в фондах нашего музея.