Шамана трудно представить без бубна. Однако получал он его не сразу, а только после того, как дух, его “переделавший”, давал приказание изготовить этот оккультный предмет. Он также определял, сколько всего их может сделать шаман за свою жизнь. У каждого из бубнов был хозяин – животное или птица. На них во время камлания шаман совершал свои астральные путешествия. В коллекции Иркутского областного краеведческого музея есть несколько уникальных бубнов. Один из них – эвенкийский, сделанный в середине XIX века в Киренском уезде, был передан в музей в 1890 году священником Василием Винокуровым. Он имеет овальную форму и сделан из дерева, кожи и металла. На рукоятке колотушки – изображение головы соболя. Дерево, кожа, и металл – традиционные материалы, из которых изготавливают бубен. Обычно он состоит из нескольких частей: деревянной обечайки (обода), кожи, натянутой на нее, перекладины – ручки, горизонтального деревянного прута, на который нанизываются различные привески. Обечайка делается из кедра, лиственницы или березы. Причем дерево должно быть без повреждений и расти вдали от жилья. Иногда на наружную поверхность бубна под кожу кладется несколько полушарообразных деревяшек, которые образуют возвышения. У якутов на ободе крепились скрипичные “кобылки”, а поверх – несколько рядов сухожильных ниток. Все эти приспособления служили резонаторами. Потом на них натягивали кожу жеребенка, олененка или другого молодого животного. При чтении заклинания бубен окуривали можжевельником и кропили вином. С этого момента он приобретал статус священного и хранился в переднем углу дома шамана. Во время камлания колдун, обращаясь к хозяину бубна, говорил: “Шестигорбый мой белый бубен, спина и шея твои пусть не ослабнут. Будь легче выпущенной стрелы, будь быстрее текущей воды, в ветреный день убежищем будь, в тяжелый день опорой будь, в несчастный день преградой будь, при болезни полезным будь!”.