В фондах нашего музея хранится большая коллекция предметов из одного кургана Ноин-Улинского некрополя северной Монголии, который при раскопках в 1920-х годах получил название «Баллодовский» (по имени его первооткрывателя). Погребение представителя высшего слоя общества Хунну – кочевой империи, существовавшей на территории Монголии, части Северного Китая и в Забайкалье в 3 веке до н.э. – около 2 веке н.э. – датировано рубежом эр. В составе коллекции изделия из бронзы, дерева, конского волоса, нефрита и керамики, а также две кости животного. Сегодня мы хотим рассказать о нефритовых пластинах.
В фондах нашего музея хранится 31 пластина прямоугольной, квадратной и подтрапециевидной формы. Одна из пластин имеет «черешок», как у наконечника. Все они отполированы с одной или двух сторон и имеют на углах от четырех до шести отверстий для фиксации. Пластины представляют собой часть погребального облачения усопшего, который несомненно имеет китайское происхождение, ведь ценность нефрита в культуре этой страны была необычайно высока. Наличие такого «одеяния» в могиле, его цветовая гамма, ценность металла, соединяющего пластины — все это позволяет предположить, что там был захоронен человек, имевший высокое положение в обществе.
Курган был обнаружен в 1912 году в ходе геологоразведки, проводившейся золотопромышленным обществом «Монголор» вдоль рек Суцзуктэ и Цзурумтэ в Северной Монголии. Рабочие вместе с техником Андреем Яковлевичем Баллодом обнаружили большие ямы, которые приняли за следы древних рудников. Они проникли внутрь и увидели остатки деревянных конструкций и неизвестные предметы. Будучи человеком, образованным и неравнодушным Андрей Баллод остановил работы в этом месте, собрал артефакты и отослал в Иркутск во ВСОИРГО, написав также подробное письмо с описанием местности и всех обстоятельств находки. Но Первая мировая война и революция, помешали немедленно организовать раскопки. Их провели во время Монголо-Тибетской экспедиции Российского географического общества в 1923-1926 годах под руководством известного путешественника Петра Козлова. Полученный материал впоследствии опубликовал выдающийся советский археолог Сергей Руденко. Исследования же Ноин-Улинских курганов российские и монгольские археологи продолжают до сих пор.