В 1920 году в музей поступила ламаистская коллекция из семи предметов. Одним из интереснейших экспонатов, который находится в отделе истории нашего музея, является длинная медная труба, известная как горн дунгчен (тиб. dung chen). Его длина составляет 1,5 метра. Это телескопический прямой металлический духовой инструмент, широко использующийся в церемониях тибетского буддизма.
На дунгченах всегда играют попарно. Обычно инструмент около трех метров в длину. Для переноски он разделяется на несколько сегментов, которые вставляются друг в друга. Когда на инструменте играют в стационарном положении, вертикальная деревянная рама поддерживает концы труб. При игре во время пеших процессий концы труб обычно поддерживаются плечами пары монахов, идущих впереди музыкантов.
Кстати, уникальное пение и ритуальная музыка тибетского буддизма считаются изначально переданной дакини. Прекрасные дакини – спутницы божеств-идамов, воплощение женского начала, их почитают как защитниц, стремящихся к Пробуждению, и носительниц высшего знания.
Странная структура ритма и атональные мелодии чрезвычайно сложны, и требуются годы, чтобы овладеть ими в совершенстве. В каждом монастыре — свой собственный особенный ритуальный репертуар с различными вариациями музыкального сопровождения групповых церемоний и ритуалов мирных божеств, лам, идамов, дакини и гневных божеств-охранителей.
Медная труба, украшенная полосами белого металла с чеканным узором, сама по себе не несет какой-либо символической нагрузки и может быть принята за сугубо функциональную вещь. Однако, если вглядеться в узоры дунгчена, можно увидеть несколько священных символов. Основным мотивом выступают круглые и вертикальные изображения китайского символа Шоу, бога долголетия Шоу-Лао. Они созданы из стилизации китайского иероглифа шоу, означающего долголетие, а его круговая форма символизирует бессмертие небес. Считается, что существует более сотни стилизаций этого символа.
Далее можно увидеть привычного восточного дракона. В символику буддизма он проник из Китая, где почитается как могущественное небесное существо, царствующее над стихией воды и олицетворяющее власть императора. Существует множество способов изображения дракона, однако, в каждом случае соблюдается канон девяти подобий. Так, голова мифического животного подобна голове верблюда, рога у него, как у оленя, глаза, как у креветки, шея, как у змеи, чешуя дракона, как у рыбы, уши, как у коровы, лапы, как у тигра, когти, как у дракона, живот, как у моллюска. В буддизме дракон — трон и транспортное средство Вайрочаны, белого Будды востока. Также дракон — охранитель сокровищ и средство передвижения божеств-охранителей и божеств бурь.
Навершие трубы украшает изображение слона — одного из важнейших животных-символов. Как гласит буддийское предание, царица Майя, мать Сиддхартхи Гаутамы, увидела сон, в котором в ее чрево вошел белый слон. Сон сказывал, что рожденному царицей ребенку суждено стать Буддой. На драгоценном белом слоне восседали многие божества буддизма Ваджраяны, ведь он символизирует неизменную и недвижимую природу. Особенно слон отождествляется с Акшобхьей — синим Буддой запада, или центра. Восемь слонов поддерживают его трон, приравнивая его к индийскому континенту, который, как считается, находится в центре Вселенной.
Пара рыб на трубе являются древним символом священных рек – Ганга и Ямуны. В буддизме золотые рыбы символизируют счастье, поскольку в воде они совершенно свободны. Они представляют плодородие и изобилие, поскольку размножаются стремительно. Также пара рыб может символизировать супружеский союз и верность.
Еще один символ — «Драгоценная ваза сокровищ» — изображается на основе традиционного индийского кувшина с плоским основанием, круглым корпусом и узким горлом. Божественный сосуд неисчерпаемых сокровищ обладает качеством спонтанного проявления – сколько ни черпай, он всегда остается полным.