Символом Тофаларии является олень, не случайно тофов иногда называют «оленный народ», ведь судьба, образ жизни, культура и обычаи этого народа неразрывно связывались с этим животным, жизненный ритм которого определял их жизнь и быт. Не удивительно, что многие интересные предметы были связаны со спецификой оленеводства. Среди артефактов, которые есть в коллекции нашего музея – мунгуй – специальный деревянный намордник-узда для олененка. Он был приобретен у старшего пастуха колхоза «Красный охотник» А. П. Тулаева в 1962 году.
Само оленеводство на юге Сибири возникло около четырех тысяч лет назад. Еще знаток Востока Николай Марр высказывал догадку, что население Саяно-Алтая использовало оленя в качестве домашнего животного задолго до лошади и быка. Ведь без оленя человек не смог бы освоить обширные пространства горной тайги как охотничьи угодья. Веками оленеводы прошлого накапливали опыт содержания этих неприхотливых и покорных животных. Поскольку олень отличается от других представителей парнокопытных наибольшей приспособленностью к условиям как горной тайги, так и горной тундры.
Тофалары-оленеводы считают началом года время рождения оленят-анаев – крайне беззащитных, нежных, пугливых созданий. Телятницы, проработавшие в оленьем стаде почти всю жизнь, отдавшие тепло своих рук выхаживанию анаев, вспоминают этот период с особой теплотой, хотя забот было более чем достаточно.
Как правило, каждая семья раньше имела несколько десятков оленей, и лишь немногие — свыше ста голов. Животных пасли поблизости от стойбища без присмотра пастухов, загонов не делали. С середины сентября до конца октября происходила случка оленей. Ко времени их отела, в конце апреля — начале мая, оленеводы перебирались в места весенних стоянок вблизи речных долин. Летом перекочевывали высоко в горы — там прохладнее, меньше мошки и больше ягеля. Почти сразу после отела и до конца сентября — начала октября важенок доили один-два раза в день, подпуская к ним телят.
Очень важно было приручить аная к привязи. Начинать это делать надо после отела немедленно. В Алыгджерских стадах принята такая практика, когда через три-четыре часа на новорожденного надевают уздечку с мунгуем.
Мунгуй – особое деревянное приспособление для привязывания аная, дугообразная деревянная пластина, в середине которой через отверстие вставлен деревянный стержень в виде болта. К его концу привязывается повод – своеобразный деревянный карабин, благодаря которому повод не перекручивается. Тогда анай привыкает очень быстро, а если приручение к уздечке задерживается на день-два, то он привыкает долго, мечется. Чаще всего аная привязывают через сутки. Привязывают оленей и анаев к корням, деревьям, пенькам, отесанным специально, к жердям загонов и т.д.
В Нерхинском стаде аная через четыре часа после рождения привязывают на мягкую полотняную ленту, шириной до десяти сантиметров, поскольку мунгуй – слишком жесткая узда, и вначале она неприятна анаю. Через сутки он привыкнет к ленте, и ему наденут узду с мунгуем.
Нужно отметить, что очень многое изменилось после перевода тофов на оседлый образ жизни. На сегодняшний день оленеводство Тофаларии почти не существует, за исключением небольшого стада, содержащегося в основном благодаря энтузиазму нескольких тофов. В последнее время производятся некоторые попытки возврата к исконным видам деятельности тофаларов. Среди них и зыбкие попытки по восстановлению оленеводства. Пока, правда, все на стадии обсуждений, предварительных договоренностей.
Мунгуй на фото рядом с ложкой.