Псевдорусский стиль стал ответом России на всеобщий упадок искусства в середине XIX века, вызванный переходом от ручного изготовления предметов к массовому производству.В поисках оригинального стиля художники создавали мебель, состоящую из наборов обихода русских крестьян. Мебель псевдорусского стиля носила декоративный характер: она была неудобна для повседневного использования, но подчёркивала национальный колорит.
Характерный пример псевдорусского стиля в мебели — знаменитое декоративное кресло «Дуга, топор и рукавицы», выполненное по эскизам петербургского мастера-краснодеревщика Василия Петровича Шутова (1826-1887), владельца мебельной мастерской в Петербурге и преподавателя Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица.
В 1870 году на Всероссийской выставке в Петербурге мастерская Шутова представила целый ряд изделий, в том числе кресло «Дуга, топор и рукавицы». Это изделие было удостоено золотой медали выставки. Василий Петрович Шутов получил заказы и изготовил несколько десятков подобных кресел, каждое из которых отличалось от предыдущего пословицей, вырезанной на спинке, и украшением на сиденье.
С 1870 по 1880 год мастерская Шутова обладала исключительной привилегией на изготовление подобных кресел.
По истечении 10 лет многие другие мастерские стали изготавливать копии шутовских кресел.