00%
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 13

8 (3952) 33-59-16

Контакты

Дирекция

Отдел истории

  • Телефон8 (3952) 33-34-49
  • Адресул. Карла Маркса, 2
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Пн-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Отдел природы

  • Телефон8 (3952) 34-28-32
  • Адресул. Карла Маркса, 11
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Музейная студия

  • Телефон8 (3952) 20-03-68
  • Адресул. Карла Маркса, 13
  • Режим работыПн-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Пн-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Окно в Азию

  • Телефон8 (3952) 25-98-21
  • Адресул. 3-го Июля, 21А, 21Б
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Ледокол Ангара

  • Телефон8 (3952) 35-81-48
  • АдресПроспект Маршала Жукова, 36А/1
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

Музей В.Г. Распутина

  • Телефон8 (3952) 35-81-48
  • Адресул. Свердлова, 20
  • Режим работыВт-Вс 10:00 – 18:00
    (сентябрь-май)

    Вт-Вс 10:00 – 19:00
    (июнь-август)

КПЦ им. свт. Иннокентия (Вениаминова)

  • Телефон8 (924) 604-09-60
  • Адрессело Анга,
    Качугский район,
    ул. Школьная, 28/1
  • Режим работыСр, Чт, Вс 10:00 – 17:00

    Пт, Сб 10:00 – 17:30

Фотографии революционера Николая Чарушина

В фондах нашего музея хранятся 108 снимков революционера и фотографа Николая Чарушина. Особенно многочисленная серия посвящена видам Монголии. Она была передана в музей самим Николаем Чарушиным, а также публицистом и общественным деятелем Николаем Ядринцевым. В коллекции есть фото Забайкалья, в частности, Гусиноозерского дацана, и шесть фотографий общих видов и отдельных зданий Иркутска конца XIX века. Все работы отличаются высоким профессионализмом и характеризуют автора как фотографа разносторонних интересов.

Николай Чарушин был рядовым участником революционного народнического движения 1870-х годов. С 1878 по 1881 годы отбывал каторгу в Забайкалье, на Каре. С 1881 года находился на поселении сначала на Давенденских приисках, затем в Нерчинске. Там он начал осваивать фотодело, помогая революционеру и краеведу Алексею Кузнецову, который имел свою фотолабораторию, что позволяло ему жить безбедно. Чарушин освоил фотографию и был готов к открытию своего фотоателье, но, чтобы не составлять конкуренцию Кузнецову, с семьей переехал в Троицкосавск. Первым заказом стало фотографирование дач состоятельных кяхтинцев.

Осенью 1886 года из своего третьего путешествия в нагорья Тибета и центральную Монголию в Кяхту прибыли супруги Потанины. Чарушины познакомились и подружились с Потаниными и пригласили их к себе пожить. Григорий Потанин уже строил планы новой экспедиции в Ургу, где намеревался продолжить свои работы по фольклору. Он пригласил Чарушина в качестве фотографа для изготовления антропологических снимков, а попутно и фотосъемок монгольских монастырей и других характерных достопримечательностей. Выхлопотать разрешение выезда за границу для Чарушина Потанин взял на себя.

Николай Чарушин запечатлел на своих снимках столицу северной Монголии Ургу. «Оригинальной первобытностью гармонирующего с бытом кочевого народа повеяло и от его столицы. Основными постройками собственно монгольского города были те же войлочные юрты, что и в остальной Монголии; изредка небольшие деревянные постройки вроде наших курных бань внутри маленького четырехугольника, окруженного высоким частоколом. Среди этих жалких построек резко выделялось белое здание тибетской архитектуры – храм Майдари и некоторые другие кумирни да дворцовые постройки богдо-гегена», – писал фотограф.

Основное количество снимков с видами Урги занимают монастыри и культовые сооружения. В 1889 году в книгу поступлений музея ВСОРГО было записано 40 фотографических снимков Урги Николая Чарушина, 25 из них – виды монастырей и культовых памятников. Монголия вела довольно значительную торговлю с Россией и Китаем. В фондах музея находятся восемь изображений, посвященных этой теме. Кроме того, в музее есть 44 снимка «типов» Монголии, то есть антропологические фотографии жителей этой страны.

О том, как приходилось выполнять эту работу, Николай Аполлонович пишет следующее: «Первоначально основная работа наша – антропологические снимки монголов – шла очень туго. Дело в том, что фотография в Монголии была делом невиданным, и против нее существовало серьезное предубеждение. По мнению монголов, каждый, позволивший сфотографировать себя, тем самым утерял власть над своей душой. Немало усилий стоило поэтому, особенно в первое время, изменить это убеждение. Не помогало даже и обещание им того или другого вознаграждения. Наконец, нашлись из знакомых Потанина смельчаки, решившиеся на эту опасную операцию. Пример оказался заразительным, за ними последовали другие. К концу нашего пребывание в Урге, несмотря на все препятствия, мне все же удалось составить весьма значительную коллекцию антропологических снимков монголов, вполне удовлетворившую Потанина».

Во время своего пребывания в Монголии Чарушин с помощником побывал на празднике Цам, который проходил в огромной долине, куда съезжалось до двухсот тысяч человек со всех концов Монголии. В фондах имеется три снимка этих событий.

Николай Чарушин оставил уникальные снимки Монголии конца XIX века, которые в настоящее время являются ценнейшим источником для изучения истории и культуры этой страны и востребованы современными исследователями.

Размещено в разделе Спецпроект «Артефакты»

© 2023 Иркутский областной краеведческий музей имени Н.Н. Муравьева-Амурского