Иркутский областной краеведческий музей имени Н.Н. Муравьева-Амурского в Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России открыл две знаменательные выставки – «Ангарская горница» и «Чичковское плетение» в Музейной студии (ул. Карла Маркса, 13).
Обе выставки приурочены ко Дню народного единства и посвящены 240-летию музея.
«Ангарская горница» – выставка, которая представит материалы комплексной архитектурно-этнографической экспедиции в зону затопления Богучанской ГЭС в 1982–1985 годах. Она посвящена затопленным ангарским деревням и открывается в год двух значительных юбилеев: 85-летия со дня рождения автора повести «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина и 240-летия со дня основания Иркутского музея.
В 1950–1980 годы – в эпоху бурного строительства в Приангарье – сотрудники музея собрали материалы о возведении важнейших промышленных объектов страны: Байкало-Амурской магистрали, Иркутской, Братской, Усть-Илимской, Богучанской гидроэлектростанций, Братского и Усть-Илимского лесопромышленных комплексов, Коршуновского горно-обогатительного комбината, Иркутского и Братского алюминиевых заводов. В это время удалось собрать свидетельства особого жизненного уклада ангарцев, навсегда уходившего в прошлое. Комплексная архитектурно-этнографическая экспедиция в зону затопления Богучанской ГЭС действовала с июля 1982 по март 1985 года, ее результатом стали значительные сборы – более четырёхсот предметов быта, порядка пятисот фотокадров и вывоз памятников деревянного зодчества.
Выставка «Ангарская горница» приглашает зрителей побывать в деревнях нижней Ангары – тех самых, которых больше нет на карте. Основной канвой выставки станут дневниковые записи участника экспедиции, научного сотрудника музея Олега Бычкова. Полевые дневники молодого учёного ̶ уникальный документ эпохи, так же, как и повесть Валентина Распутина: они погружают в последние дни этих деревень. Кроме этого, посетителям покажут коллекцию костюмов старожилов Сибири, изготовленную Народным мастером Светланой Владимировной Ерёминой.
Как яркий пример быта ангарцев, утраченного в ходе строительства ГЭС и затопления прибрежных деревень, в Музейной студии будет представлена авторская выставка Лидии Михайловны Мельниковой «Чичковское плетение». На ней посетители смогут увидеть изделия, созданные в уникальной технологии полутканья, которая происходит из Усть-Удинского района Иркутской области. Эта технология была обнаружена в 2006 году в ходе этнографической экспедиции в межпоселенческом районном Доме культуры посёлка Усть-Уда.
Чичковское плетение отличается от всех ранее известных техник плетения ковров и дорожек, так как относится к полутканью, а в русской традиции полутканьем исполнялись только пояса и опояски. Сведений об изготовлении полутканьем ковриков-кругляшей и ковровых дорожек до 2006 года не встречалось.
Техника чичковского плетения не имеет широкого распространения на территории России, и можно сказать, что она бытует в Усть-Удинском районе Иркутской области как одно из уникальнейших явлений ручного полутканья. Разные по форме и искусно подобранные по цветовой гамме, чичковские коврики радуют глаз и невольно привлекают внимание мастерством вязания, шитья и плетения.
Выставки в Музейной студии будут работать до 26 февраля по адресу: ул. Карла Маркса, 13, тел. 200-368.
Справка:
Лидия Михайловна Мельникова – ведущий специалист по фольклору и этнографии Иркутского областного Дома народного творчества, Народный мастер Иркутской области (2013).